Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРУЗОВО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 78

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Иванов

ГРУЗОВО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ, ав­то­мо­биль, пред­на­зна­чен­ный гл. обр. для пе­ре­воз­ки гру­зов или спец. обо­ру­до­ва­ния.

Клас­си­фи­ка­ция Г. а. свя­за­на в осн. с пол­ной мас­сой (мак­си­маль­но до­пус­ти­мая мас­са ав­то­мо­би­ля, ко­то­рая вклю­ча­ет в се­бя мас­су ба­зо­во­го шас­си, ку­зо­ва с обо­ру­до­ва­ни­ем, пе­ре­во­зи­мо­го гру­за, во­ди­те­ля и пас­са­жи­ров) и ти­пом ку­зо­ва ав­то­мо­би­ля. В РФ при­ня­то де­ле­ние на 7 клас­сов по пол­ной мас­се (1-й класс до 1,2 т, 7-й класс св. 40 т), ев­роп. клас­си­фи­ка­ция пре­ду­смат­ри­ва­ет три клас­са по пол­ной мас­се: до 3,5 т, от 3,5 до 12 т и св. 12 т. Чем вы­ше пол­ная мас­са Г. а., тем вы­ше, как пра­ви­ло, его гру­зоподъ­ём­ность. Г. а. мо­гут быть уни­вер­саль­ны­ми (обыч­но в ка­че­ст­ве гру­зо­во­го ку­зо­ва ис­поль­зу­ет­ся от­кры­тая бор­то­вая плат­фор­ма, ино­гда – со съём­ным тен­том), спе­циа­ли­зи­ро­ван­ны­ми (са­мо­сва­лы, фур­го­ны, цис­тер­ны и т. п.), спе­ци­аль­ны­ми (для пе­ре­воз­ки спец. тех­но­ло­гич. обо­ру­до­ва­ния). Г. а. и ав­то­по­ез­да со спе­циа­ли­зир. ку­зо­ва­ми обыч­но при­спо­соб­ле­ны для пе­ре­воз­ки од­но­го или не­сколь­ких од­но­род­ных ви­дов гру­за, и в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния их на­зы­ва­ют ме­бе­ле­во­за­ми, бен­зо­во­за­ми, це­мен­то­во­за­ми, ле­со­во­за­ми, кон­тей­не­ро­во­за­ми и т. п. Для об­лег­че­ния по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот не­ко­то­рые Г. а. обо­ру­ду­ют разл. ме­ха­низ­ма­ми для подъ­ё­ма и опус­ка­ния гру­за, ку­зо­ва или бор­тов, пе­ре­ме­ще­ния гру­за внут­ри ку­зо­ва и др. опе­ра­ций. Име­ет­ся класс Г. а., пред­на­зна­чен­ных ис­клю­чи­тель­но для бук­си­ров­ки при­цеп­но­го со­ста­ва: се­дель­ные тя­га­чи для по­лу­при­це­пов, бал­ла­ст­ные тя­га­чи для при­це­пов (обыч­но тя­же­ло­во­зов).

Ко­ли­че­ст­во осей Г. а. за­ви­сит от пол­ной мас­сы ав­то­мо­би­ля и раз­ре­шён­ной на­груз­ки от отд. оси на до­ро­гу (см. Ве­со­вые ог­ра­ни­че­ния ав­то­мо­би­ля). Чем боль­шую мас­су гру­за (или спец. обо­ру­до­ва­ния) не­об­хо­ди­мо транс­пор­ти­ро­вать, тем боль­шее чис­ло осей долж­но иметь транс­порт­ное сред­ст­во. Уве­ли­че­ние чис­ла осей ус­лож­ня­ет кон­ст­рук­цию ав­то­мо­би­ля. В осн. при­ме­ня­ют­ся двух- и трёх­ос­ные Г. а., ре­же – че­ты­рёх­ос­ные. Г. а., имею­щие св. 4 осей, пред­на­зна­че­ны для пе­ре­воз­ки тя­же­ло­вес­ных не­де­ли­мых гру­зов и обо­ру­до­ва­ния. Пол­ная мас­са тя­же­ло­во­зов мо­жет пре­вы­шать 1000 т.

Гру­зо­вме­сти­мость Г. а. оп­ре­де­ля­ет­ся объ­ё­мом его ку­зо­ва. Вы­со­кая гру­зо­вме­сти­мость тре­бу­ет­ся при пе­ре­воз­ке гру­зов с ма­лой объ­ём­ной мас­сой (лег­ко­вес­ных) и обес­пе­чи­ва­ет­ся уве­ли­че­ни­ем га­ба­рит­ных раз­ме­ров Г. а., а так­же умень­ше­ни­ем рас­стоя­ния от по­ла ку­зо­ва до до­ро­ги (по­гру­зоч­ной вы­со­ты). Вме­сте с тем макс. га­ба­рит­ные раз­ме­ры ав­то­мо­би­лей ог­ра­ни­че­ны за­ко­но­да­тель­ст­вом с це­лью обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти дви­же­ния. В РФ макс. вы­со­та ав­то­мо­би­ля не долж­на пре­вы­шать 4 м, ши­ри­на – 2,55 м (для Г. а. с изо­тер­мич. ку­зо­ва­ми – 2,6 м), дли­на – 12 м (для ав­то­по­ез­да – 20 м).

Зна­чит. по­вы­ше­ние гру­зо­подъ­ём­но­сти и гру­зо­вме­сти­мо­сти обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ме­не­ни­ем Г. а. с при­це­па­ми (ав­то­по­езд). Для бук­си­ров­ки при­це­пов Г. а. обо­ру­ду­ют сцеп­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми, а так­же элек­тро- и пнев­мо­вы­во­да­ми для све­то­вой сиг­на­ли­за­ции и при­ве­де­ния в дей­ст­вие тор­моз­ной сис­те­мы при­це­па. Cм. так­же Ав­то­мо­биль.

Не­су­щая сис­те­ма боль­шин­ст­ва Г. а. вы­пол­не­на в ви­де ра­мы, дви­га­тель рас­по­ло­жен про­доль­но впе­ре­ди, ве­ду­щие ко­лё­са – зад­ние (клас­сич. ком­по­нов­ка). Ав­то­мо­би­ли, пред­на­зна­чен­ные для дви­же­ния как по до­ро­гам, так и вне до­рог, име­ют все ве­ду­щие ко­лё­са (пол­но­при­вод­ная ком­по­нов­ка), но спро­ек­ти­ро­ва­ны они на ба­зе Г. а. клас­сич. ком­по­нов­ки. Лишь не­зна­чит. часть Г. а., пред­на­зна­чен­ная пре­им. для дви­же­ния вне до­рог, име­ет ком­по­нов­ку, от­ли­чаю­щую­ся от клас­си­че­ской (ав­то­мо­би­ли-ам­фи­бии, спец. транс­пор­тё­ры и т. п.). Лёг­кие Г. а. (пол­ной мас­сой до 3,5 т) мо­гут ба­зи­ро­вать­ся на шас­си лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля, в этом слу­чае их ком­по­нов­ка ана­ло­гич­на ком­по­нов­ке ба­зо­во­го лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля.

Для лёг­ких Г. а. при­ме­ня­ют­ся дви­га­те­ли бен­зи­но­вые или ди­зель­ные. Г. а. боль­шой гру­зо­подъ­ём­но­сти в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве ос­на­ща­ют­ся ди­зель­ны­ми дви­га­те­ля­ми.

Еже­год­но в ми­ре вы­пус­ка­ет­ся ок. 16 млн. Г. а., из них ок. 14 млн. пол­ной мас­сой до 6 т.

Осн. на­прав­ле­ния со­вер­шен­ст­во­ва­ния кон­ст­рук­ции Г. а. – по­вы­ше­ние их гру­зо­подъ­ём­но­сти и гру­зо­вме­сти­мо­сти, сни­же­ние ток­сич­но­сти и экс­плуа­тац. за­трат, вне­дре­ние сис­тем по­вы­ше­ния безо­пас­но­сти и об­лег­че­ния ус­ло­вий тру­да во­ди­те­ля.

Лит. см. при ст. Ав­то­мо­биль.

Вернуться к началу