Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОКЗА́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 612-613

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Васильев
Вокзалы на Комсомольской площади в Москве: Казанский (справа), Ленинградский и Ярославский (слева). В центре площади – памятник П. П. Мельникову.

ВОКЗА́Л [от англ. Vauxhall – на­зва­ние пар­ка и уве­се­ли­тель­но­го за­ве­де­ния в при­го­ро­де Лон­до­на, при­над­ле­жав­ше­го в 17 в. Джейн Вокс (Jane Vaux)], ком­плекс зда­ний, со­ору­же­ний и уст­ройств, рас­по­ло­жен­ных на од­ном транс­порт­ном ос­та­но­воч­ном пунк­те и пред­на­зна­чен­ных для об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров. На В. пас­са­жир, как пра­ви­ло, со­вер­ша­ет пе­ре­сад­ку с од­но­го ви­да транс­пор­та на дру­гой, по­это­му в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев В. на­хо­дят­ся на сты­ке транс­порт­ных мар­шру­тов. В за­ви­си­мо­сти от ви­да об­слу­жи­вае­мо­го транс­пор­та они рас­по­ла­га­ют­ся на ав­то­бус­ной или же­лез­но­до­рож­ной стан­ции, в аэ­ро­пор­ту, на при­ста­ни или в пор­ту. Для упо­ря­до­че­ния дви­же­ния пас­са­жи­ров и соз­да­ния наи­бо­лее ра­цио­наль­ных пе­ре­во­зок стро­ят со­вме­щён­ные В. для не­сколь­ких ви­дов транс­пор­та (гл. обр. же­лез­но­до­рож­но-ав­то­бус­ные). В во­кзаль­ный ком­плекс обыч­но вхо­дят: зда­ния (или па­виль­о­ны) для об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров (про­да­жа би­ле­тов, пунк­ты ока­за­ния мед. по­мо­щи, мес­та для от­ды­ха и ожи­да­ния, хра­не­ния ба­га­жа и др.); по­ме­ще­ния для слу­жеб­но­го пер­со­на­ла; пас­са­жир­ские плат­фор­мы (по­са­доч­ные по­сты, де­бар­ка­де­ры, при­ча­лы), лиф­ты, дви­жу­щие­ся тро­туа­ры, эс­ка­ла­то­ры, пе­ше­ход­ные пе­ре­хо­ды (мос­ты и тон­не­ли); ма­лые ар­хит. фор­мы (ки­ос­ки, вет­ро­за­щит­ные стен­ки и т. п.); сред­ст­ва ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции (рас­пи­са­ния, ин­фор­мац. таб­ло и стен­ды, ука­за­те­ли, пик­то­грам­мы рас­по­ло­же­ния объ­ек­тов). На совр. В. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­зир. про­да­жа би­ле­тов; име­ют­ся от­де­ле­ния свя­зи, пунк­ты об­ме­на ва­лю­ты; ус­та­нов­ле­ны сис­те­мы те­ле­на­блю­де­ния, про­ти­во­по­жар­ной за­щи­ты. Для ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции пас­са­жир­ских по­то­ков уст­раи­ва­ют рас­пре­де­ли­тель­ные за­лы-кон­кор­сы (час­то в раз­ных уров­нях).

В. как об­ществ. зда­ния на­ча­ли стро­ить­ся на же­лез­ных до­ро­гах в Анг­лии: пер­вый В. соз­дан в 1822–25 на ли­нии Сток­тон – Дар­линг­тон. Для об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров пер­вой в Рос­сии Цар­ско­сель­ской ж. д., по­стро­ен­ной в 1838 на ст. Пав­ловск, был ис­поль­зо­ван дво­рец для кон­цер­тов и ба­лов под назв. «Во­к­сал». Со вре­ме­нем В. стал не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ж.-д. стан­ций, а так­же поя­вил­ся на др. ви­дах транс­пор­та.

Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге (фото макета, архитекторы Н. И. Явейн, В. А. Зенкевич): 1 – пандус для городского автотранспорта; 2 – привокзальная площадь над железнодорожными путями ...

Соз­да­ние В., оп­ре­де­ле­ние их ти­пов, осн. па­ра­мет­ров и раз­ме­ров по­ме­ще­ний, рас­по­ло­же­ние и чис­ло плат­форм, инж. ком­му­ни­ка­ций и др. тех­нич. уст­ройств оп­ре­де­ляются Нор­ма­ми тех­нич. про­ек­ти­ро­ва­ния для ка­ж­до­го ви­да транс­пор­та. Осн. ис­ход­ные по­ка­за­те­ли – рас­чёт­ная вме­сти­мость пас­са­жи­ров (для ж.-д., ав­то­мо­биль­но­го, реч­но­го и мор. транс­пор­та) и про­пу­ск­ная спо­соб­ность (для аэ­ро­во­кза­лов). При­ме­ня­ют­ся ко­эф­фи­ци­ен­ты, учи­ты­ваю­щие чис­ло про­во­жаю­щих и встре­чаю­щих, не­рав­но­мер­ность по­то­ков пас­са­жи­ров в раз­ные ме­ся­цы, дни не­дели и др. фак­то­ры. В за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны по­то­ков и рас­чёт­ной вме­сти­мо­сти по­ме­ще­ний для пас­са­жи­ров раз­ли­ча­ют В. ма­лые, сред­ние, боль­шие и круп­ные (1500 и бо­лее пас­са­жи­ров); в за­ви­си­мо­сти от ви­да транс­пор­та, гра­до­стро­ит. зна­че­ния, ме­ст­ных ус­ло­вий и осо­бен­но­стей на од­но­го пас­са­жи­ра при­хо­дит­ся объ­ём 15–60 м3 и бо­лее. Ма­лые В., как пра­ви­ло, стро­ят по ти­по­вым про­ек­там (для оп­ре­де­лён­ной се­рии), бо­лее круп­ные – по ин­ди­ви­ду­аль­ным про­ек­там. При соз­да­нии В. учи­ты­ва­ют­ся при­род­ные ус­ло­вия, пла­ни­ров­ка ок­ру­жаю­щей за­строй­ки, подъ­ез­ды к вок­заль­ной пло­ща­ди, объ­ём пред­по­ла­гае­мых пе­ре­во­зок и др. Вбли­зи круп­ных В., как пра­ви­ло, стро­ят­ся ав­то­сто­ян­ки и га­ра­жи, пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся объ­е­ди­не­ние во­кзаль­ных зда­ний со вхо­да­ми в мет­ро­поли­тен, уст­рой­ст­во про­хо­дов к разл. уч­ре­ж­де­ни­ям (поч­там­там, тор­го­вым цен­трам и др.). В этой свя­зи В. от­во­дит­ся зна­чит. роль в ар­хи­тек­тур­но-пла­ни­ро­воч­ной струк­ту­ре го­ро­да и в фор­ми­ро­ва­нии его об­ли­ка.

В кон. 19 – нач. 20 вв. В. стал од­ним из наи­бо­лее зна­чи­мых зда­ний круп­ных го­ро­дов. Ар­хи­тек­ту­ра В. пер­во­на­чаль­но ис­пы­ты­ва­ла влия­ние тра­диц. ре­ше­ний об­ществ. зда­ний и со­ору­же­ний. Фа­са­ды В. не­ред­ко име­ли пыш­ную де­ко­ра­тив­ную от­дел­ку, в оформ­ле­нии ин­терь­е­ров при­ни­ма­ли уча­стие из­вест­ные ху­дож­ни­ки и де­ко­ра­то­ры. Ар­хит. об­лик В., пред­на­зна­чен­ных для но­вых ви­дов транс­пор­та, поя­вив­ших­ся лишь в 20 в. (ав­то-, аэ­ро­во­кза­лы), фор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем ха­рак­тер­ных черт об­ществ. зда­ний то­го вре­ме­ни. Боль­шое влия­ние на ар­хи­тек­ту­ру В. ока­за­ло ис­поль­зо­ва­ние ме­тал­лич. кон­ст­рук­ций и но­вых ма­те­риа­лов (же­ле­зо­бе­то­на, стек­ла, син­те­тич. по­кры­тий и др.). Мно­гие В. – об­раз­цы пре­крас­ных ар­хитект. па­мят­ни­ков, при­даю­щих го­ро­дам не­по­вто­ри­мое свое­об­ра­зие. Та­ко­вы, напр., Ле­нин­град­ский, Ка­зан­ский и Яро­слав­ский В., по­стро­енные в 19 в. в Мо­ск­ве. Ар­хи­тек­тур­ный об­лик зда­ний современных В. оп­ре­де­ля­ет­ся гл. обр. круп­ны­ми объ­ё­ма­ми опе­ра­ци­он­ных за­лов, для пе­ре­кры­тия ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся пре­им. боль­ше­про­лёт­ные сбор­ные или мо­но­лит­ные жел.-­бе­тон. кон­ст­рук­ции, двух­уров­не­вое рас­по­ло­же­ние по­ме­ще­ний для от­прав­ле­ния и при­бы­тия пас­са­жи­ров, ор­га­ни­за­ции ожи­да­ния рей­са, об­слу­жи­вания и от­ды­ха и т. п. Мно­го­уров­не­вые круп­ные В., в т. ч. объ­е­ди­нён­ные и цент­раль­ные, по­строе­ны, напр., в Вар­ша­ве, Бу­да­пеш­те, Лон­до­не, Мад­ри­де, Мюн­хе­не, Бер­не, То­кио; в Рос­сии – в С.-Пе­тер­бур­ге, Са­ма­ре, Ека­те­рин­бур­ге, Че­ля­бин­ске, Вла­ди­во­сто­ке, Ми­ас­се и др. В за­ле-кон­кор­се, на­хо­дя­щем­ся над ж.-д. пу­тя­ми, плат­фор­ма­ми и при­вок­заль­ной пло­ща­дью, рас­по­ло­же­ны за­лы ожи­да­ния, кас­сы, пред­при­ятия об­ществ. пи­та­ния и др. по­ме­ще­ния, свя­зан­ные с ниж­ним уров­нем ле­ст­ни­ца­ми, лиф­та­ми и эс­ка­ла­то­ра­ми.

В. име­ют боль­шое гра­до­стро­ит. зна­че­ние, су­ще­ст­вен­но влия­ют на ор­га­ни­за­цию внут­ри­го­род­ско­го дви­же­ния и за­строй­ку при­вок­заль­ных рай­онов. Соз­да­ние еди­ных цен­траль­ных В. обес­пе­чи­ва­ет макс. удоб­ст­ва для тран­зит­ных пас­са­жи­ров и ос­во­бо­ж­да­ет гор. транс­порт от из­лиш­них пе­ре­во­зок. В 19 в. сре­ди рос. зод­чих, внёс­ших за­мет­ный вклад в раз­витие ар­хи­тек­ту­ры В., бы­ли К. А. Тон, Ф. О. Шех­тель, А. В. Щу­сев, И. И. Рер­берг и др., в бо­лее позд­ний пе­ри­од – В. П. Авк­сентюк, В. М. Ба­ты­рев, Е. В. Ва­силь­ев, А. Н. Душ­кин, В. И. Куз­не­цов, Б. С. Ме­зен­цев, Н. Д. Пан­чен­ко, И. Г. Явейн, В. Р. Ра­би­но­вич и др. В этой об­лас­ти ра­бо­та­ли вы­даю­щие­ся за­ру­беж­ные ар­хи­тек­то­ры О. Ни­мей­ер, П. Л. Нер­ви, Э. Саа­ри­нен, К. Тан­ге, М. Ку­бин­ски и др.

Лит.: Ва­силь­ев Е. В., Ще­ти­нин Н. Н. Ар­хитек­ту­ра же­лез­но­до­рож­ных во­кза­лов. М., 1967; Го­лу­бев Г. Е., Анд­же­ли­ни Г. М., Мо­до­ров А. Ф. Со­вре­мен­ные во­кза­лы. М., 1967; Kubinszky M. Bahnhöfe Europas. Stuttg., 1969; Ба­ты­рев В. М. Во­кза­лы. М., 1988.

Вернуться к началу