Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗДУ́ШНАЯ ПОДУ́ШКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 566

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Шайдаков

ВОЗДУ́ШНАЯ ПОДУ́ШКА, по­вы­шен­ное дав­ле­ние воз­ду­ха, соз­да­вае­мое в за­зо­ре ме­ж­ду под­виж­ны­ми и не­под­виж­ны­ми час­тя­ми разл. ме­ха­нич. уст­ройств ли­бо в ог­ра­ни­чен­ной зо­не опор­ной по­верх­но­сти (ОП), над ко­то­рой дви­жет­ся ле­та­тель­ный (ЛА) или транс­порт­ный ап­па­рат (ТА). При­ме­ня­ет­ся в транс­порт­ных уст­рой­ст­вах (напр., суд­но на воз­душ­ной по­душ­ке, эк­ра­но­план), в разл. при­бо­рах (напр., ги­ро­ско­пах) и ме­ха­низ­мах в ка­че­ст­ве «воз­душ­но­го под­шип­ни­ка» для умень­ше­ния тре­ния ме­ж­ду вза­им­но со­при­ка­саю­щи­ми­ся по­верх­но­стя­ми. В. п. мо­жет соз­да­вать­ся ди­на­мич. (на­те­ка­ни­ем возд. струи на ОП) или ста­тич. (на­гне­та­ни­ем воз­ду­ха под дни­ще ТА) спо­со­бом. Су­ще­ст­ву­ют раз­но­об­раз­ные об­лас­ти при­ме­не­ния В. п. в ЛА и ТА. У вер­то­лё­тов эф­фект В. п. про­яв­ля­ет­ся при ра­бо­те не­су­ще­го вин­та вбли­зи зем­ли уве­ли­че­ни­ем си­лы тя­ги (на 20–25%), что по­зво­ля­ет по­вы­сить ста­тич. по­то­лок при взлё­те с гор­ной пло­щад­ки или со­вер­шить взлёт с раз­бе­гом пе­ре­гру­жен­но­го вер­то­лё­та. У эк­ра­но­пла­нов (ЭП), ле­та­ю­щих вбли­зи по­верх­но­сти во­ды или ров­ных уча­ст­ков зем­ли, ис­поль­зу­ет­ся крыль­е­вой эф­фект (рис., а) В. п. – от ско­ро­ст­но­го на­по­ра воз­ду­ха, про­те­каю­ще­го ме­ж­ду низ­ко рас­по­ло­жен­ным кры­лом и ОП (эк­ра­ном). Эк­ран­ный эф­фект по­зво­ля­ет су­ще­ст­вен­но по­вы­сить гру­зо­подъ­ём­ность ЭП по срав­не­нию с са­мо­лё­та­ми.

В чис­ле транс­порт­ных средств, в ко­то­рых для умень­ше­ния со­про­тив­ле­ния дви­же­нию ис­поль­зу­ет­ся эф­фект В. п., осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют ап­па­ра­ты на В. п. (АВП). Су­ще­ст­ву­ет мно­жест­во раз­но­об­раз­ных АВП, спо­соб­ных дви­гать­ся по зем­ле, рых­ло­му грун­ту, во­де, сне­гу и т. п. АВП ос­на­ща­ют­ся дви­жи­те­ля­ми, свя­зан­ны­ми с ОП (греб­ные вин­ты, во­до­мё­ты, ко­лё­са, гу­се­ни­цы, рель­со­вые ли­ней­ные элек­тро­дви­га­те­ли) или не свя­зан­ны­ми с ОП (возд. вин­ты, ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли, про­точ­ные сис­те­мы).

Рис. С. В. Карповича Основные схемы образования воздушной подушки: а – крыльевая; б – камерная; в – сопловая; г – щелевая.

По спо­со­бу об­ра­зо­ва­ния В. п. раз­ли­ча­ют сле­дую­щие схе­мы: ка­мер­ная (рис., б) (об­ра­зу­ет­ся ста­тич. дав­ле­ние под дни­щем АВП), со­пло­вая (рис., в) (соз­да­ёт­ся за счёт ис­те­че­ния воз­ду­ха из со­пла в ви­де коль­це­вой струи по пе­ри­мет­ру дни­ща, под­дер­жи­ваю­ще­го под ним вы­со­кое ста­тич. дав­ле­ние), ще­ле­вая (рис., г) (В. п. об­ра­зу­ет­ся в ще­ле­вой по­лос­ти, рас­по­ло­жен­ной ме­ж­ду пе­ри­фе­рий­ной ча­стью дни­ща АВП и ОП, че­рез ко­то­рую про­те­ка­ет воз­дух). Со­пло­вой тип АВП пред­поч­ти­тель­ней вви­ду ма­лых рас­хо­дов воз­ду­ха и боль­шей вы­со­ты ви­се­ния над ОП. Для по­вы­ше­ния про­хо­ди­мо­сти и пре­одо­ле­ния пре­пят­ст­вий по пе­ри­мет­ру дни­ща с внеш­ней сто­ро­ны со­пла обыч­но ус­та­нав­ли­ва­ют гиб­кое ог­ра­ж­де­ние. Этот тип АВП наи­бо­лее пер­спек­ти­вен для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров на вод­ных ма­ги­ст­ра­лях со ско­ро­стя­ми 100–150 км/ч (су­да на В. п.) и тя­жё­лых круп­но­га­ба­рит­ных гру­зов в ус­ло­ви­ях без­до­ро­жья. При­ме­не­ние эф­фек­та В. п. для по­са­доч­ных уст­ройств са­мо­лё­та (шас­си на В. п.) от­кры­ва­ет ши­ро­кие воз­мож­но­сти для соз­да­ния без­аэ­ро­дром­ной авиа­ции. Идею дви­же­ния на В. п. впер­вые сфор­му­ли­ро­вал швед. учё­ный Э. Све­ден­борг (1716).

Лит.: Хан­жон­ков В. И. Аэ­ро­ди­на­ми­ка ап­пара­тов на воз­душ­ной по­душ­ке. М., 1972; Куль­би­да В. Е., Мо­ро­зов В. П. Транс­порт­ная эф­фек­тив­ность ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов без­аэ­ро­дром­но­го ба­зи­ро­ва­ния. 2-е изд. М., 2003; Экра­но­пла­ны – транс­порт­ные су­да ХХI в. СПб., 2005.

Вернуться к началу