Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗДУХОЗАБО́РНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Захарченко

ВОЗДУХОЗАБО́РНИК, ме­ха­нич. уст­рой­ст­во в ви­де сис­те­мы со­об­щаю­щих­ся с ат­мо­сфе­рой труб или возд. ка­на­лов, в ко­то­рые под дав­ле­ни­ем ско­ро­ст­но­го на­по­ра по­сту­па­ет воз­дух; пред­на­зна­чен для под­во­да не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ст­ва воз­ду­ха и под­дер­жа­ния ус­той­чи­вой ра­бо­ты дви­га­те­ля и разл. обо­ру­до­ва­ния.

На ЛА, снаб­жён­ных воз­душ­но-ре­ак­тив­ным дви­га­те­лем, В. обес­пе­чи­ва­ют тор­мо­же­ние по­то­ка воз­ду­ха, по­вы­шая его дав­ле­ние пе­ред вхо­дом в ком­прес­сор. В за­ви­си­мо­сти от диа­па­зо­на ско­ро­стей по­лё­та ЛА раз­ли­ча­ют­ся доз­ву­ко­вые и сверх­зву­ко­вые В., а по кон­фи­гу­ра­ции – осе­сим­мет­рич­ные, пло­ские и др.

Доз­ву­ко­вой В. вклю­ча­ет кол­лек­тор и диф­фу­зор (уча­сток для тор­мо­же­ния и сжа­тия воз­ду­ха). Кол­лек­тор (ино­гда с ав­то­ма­ти­че­ски от­кры­ваю­щи­ми­ся ок­на­ми для впус­ка воз­ду­ха) пред­на­зна­чен для обес­пе­че­ния без­от­рыв­но­го про­те­ка­ния воз­ду­ха в ка­на­ле при взлё­те и ма­нев­ри­ро­ва­нии ЛА. На са­мо­лё­тах с доз­ву­ко­вы­ми и не­боль­ши­ми сверх­зву­ко­вы­ми ско­ро­стя­ми по­лё­та (со­от­вет­ст­вую­щи­ми чис­лам $M$=1,2–1,5, где $M$Ма­ха чис­ло) при­ме­ня­ют­ся В. с не­ре­гу­ли­руе­мой гео­мет­ри­ей пло­ща­ди се­че­ния. При до­зву­ко­вых ско­ро­стях по­лё­та сте­пень по­вы­ше­ния дав­ле­ния в В. не­зна­чи­тель­на по срав­не­нию с по­вы­ше­ни­ем дав­ле­ния в ком­прес­со­ре га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей (ГТД). При ско­ро­стях по­лё­та, со­ответ­ст­вую­щих чис­лам $M$=1,2-1,5, В. и ком­прес­сор прак­ти­че­ски в оди­на­ко­вой сте­пе­ни сжи­ма­ют возд. по­ток. При боль­ших сверх­зву­ко­вых ско­ро­стях по­лё­та ($M$>3) сте­пень сжа­тия воз­ду­ха в В. пре­вы­ша­ет сте­пень сжа­тия в ком­прес­со­ре и ста­но­вит­ся воз­мож­ным соз­да­ние ре­актив­ной тя­ги дви­га­те­лем, не имею­щим ком­прес­со­ра (и тур­би­ны), – пря­мо­точ­ным воз­душ­но-ре­ак­тив­ным дви­га­те­лем (ПВРД). При­ме­не­ние на сверх­зву­ко­вых са­мо­лё­тах ре­гу­ли­руе­мых В. (ка­нал с из­ме­няю­щи­ми­ся ре­гу­ли­руе­мы­ми се­че­ния­ми и сис­те­мой ор­га­ни­за­ции скач­ков уп­лот­не­ния) ус­лож­ня­ет кон­ст­рук­цию вход­ных уст­ройств, уве­ли­чи­ва­ет их мас­су и стои­мость, од­на­ко по­зво­ля­ет обес­пе­чить бо­лее на­дёж­ную и эко­но­мич­ную ра­бо­ту дви­га­те­лей в ши­ро­ком диа­па­зо­не ско­ростей и вы­сот по­лё­та. Обес­пе­че­ние на всех ре­жи­мах по­лё­та оп­ти­маль­ных па­ра­мет­ров возд. по­то­ка, под­хо­дя­ще­го к дви­га­те­лю, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бла­го­да­ря ав­то­ма­тич. ре­гу­ли­ро­ва­нию гео­мет­рии пло­ща­ди се­че­ния В. На вер­то­лё­тах час­то ус­та­нав­ли­ва­ют В. с пы­ле­за­щит­ным уст­рой­ст­вом. Очи­ст­ка воз­ду­ха осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ре­зуль­та­те дей­ст­вия цен­тро­беж­ных сил на кри­во­ли­ней­ном уча­ст­ке ка­на­ла, а кон­цен­трат пы­ли уда­ля­ет­ся из В. по тру­бо­про­во­ду.

В совр. ав­то­мо­би­лях (пре­им. вы­со­ко­ско­ро­ст­ных) по­да­ча воз­ду­ха из В. слу­жит для ох­ла­ж­де­ния дви­га­те­ля, ин­тер­ку­ле­ра (спец. ра­диа­тор для ох­ла­ж­де­ния воз­ду­ха по­сле тур­би­ны), ра­бо­ты ком­прес­со­ра, сис­те­мы кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, от­во­да го­ря­че­го воз­ду­ха от тор­моз­ных дис­ков, вы­тяж­ки го­ря­че­го воз­ду­ха из под­ка­пот­но­го про­стран­ст­ва, что по­зво­ля­ет сни­зить те­п­ло­на­гру­жен­ность ав­то­мо­би­ля и уве­ли­чить эф­фек­тив­ность его ра­бо­ты.

Лит.: Не­ча­ев Ю. Н., Фе­до­ров Р. М. Тео­рия авиа­ци­он­ных га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей. М., 1977–1978. Ч. 1–2; Про­ек­ти­ро­ва­ние са­мо­ле­тов. 3-е изд. М., 1983 (ре­принт: М., 2005).

Вернуться к началу