Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИНТОВА́Я ПЕРЕДА́ЧА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 358

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Маханько

ВИНТОВА́Я ПЕРЕДА́ЧА, 1) ме­ха­ни­че­ская пе­ре­да­ча, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся ци­лин­д­рич. или ко­нич. зуб­ча­тые ко­лё­са с вин­то­вым на­прав­ле­ни­ем зубь­ев. Ци­лин­д­рич. В. п. вы­пол­ня­ет­ся с дву­мя оди­на­ко­вы­ми зуб­ча­ты­ми ко­лё­са­ми и слу­жит для пе­ре­да­чи вра­ще­ния ме­ж­ду дву­мя па­рал­лель­ны­ми ося­ми (напр., в шес­те­рён­ных на­со­сах). Ци­лин­д­рич. ко­лё­са мо­гут ис­поль­зо­вать­ся так­же для пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния вра­щат. дви­же­ния ме­ж­ду пе­ре­кре­щи­ваю­щи­ми­ся ва­ла­ми в про­стран­ст­вен­ных ме­ха­низ­мах. Об­щим не­дос­тат­ком по­доб­ных пе­ре­дач яв­ля­ет­ся на­ли­чие боль­ших кон­такт­ных на­пря­же­ний из-за то­чеч­но­го ха­рак­те­ра кон­так­та и сколь­же­ния в этой зо­не, что вы­зы­ва­ет по­вы­шен­ный из­нос по­верх­но­стей. Наи­бо­лее час­то та­кие пе­ре­да­чи при­ме­ня­ют­ся там, где не воз­ни­ка­ют боль­шие уси­лия (напр., в ки­не­ма­тич. це­пях при­бо­ров). К В. п. от­но­сит­ся ги­по­ид­ная пе­ре­да­ча с ко­нич. ко­лё­са­ми, имею­щи­ми ко­сые или кри­во­ли­ней­ные зу­бья, у ко­то­рых вер­ши­ны ис­ход­ных ко­ну­сов не сов­па­да­ют. Та­кие В. п. ус­та­нав­ли­ва­ют в ме­ха­низ­мах со скре­щи­ваю­щи­ми­ся ва­ла­ми, напр. в при­во­дах ве­ду­щих ко­лёс ав­то­мо­би­лей и трак­то­ров, в уз­лах те­п­ло­во­зов, тек­стиль­ных ма­шин.

2) Пе­ре­да­ча винт – гай­ка, при­ме­няе­мая в при­во­дах стан­ков, ма­шин и уст­ройств для пре­об­ра­зо­ва­ния вра­щательного дви­же­ния в по­сту­па­тель­ное. По прин­ци­пу ра­бо­ты раз­ли­ча­ют пе­ре­да­чи сколь­же­ния и ка­че­ния. К пер­вым от­но­сят пе­ре­да­чи с гра­нич­ным тре­ни­ем, напр. в то­кар­но-вин­то­рез­ных стан­ках об­ще­го на­зна­че­ния, и с жид­ко­ст­ным тре­ни­ем – в гид­ро­ста­тических пе­ре­да­чах, в ко­то­рых ме­ж­ду вин­том и гай­кой на­хо­дят­ся те­ла вра­ще­ния (ша­ри­ки). На­тя­же­ние, соз­да­вае­мое в кон­так­те тел ка­че­ния, уве­ли­чи­ва­ет жё­ст­кость и по­зво­ля­ет при­ме­нять эти пе­ре­да­чи в при­во­дах стан­ков с по­вы­шен­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми к точ­но­сти и плав­но­сти пе­ре­ме­ще­ний ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов (напр., в стан­ках с чи­сло­вым про­грамм­ным управ­ле­ни­ем).

Вернуться к началу