Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРФЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕРФЬ (голл. werf), пред­при­ятие для по­строй­ки или ре­мон­та су­дов. Рас­по­ла­га­ют по бе­ре­гам рек или мор. за­ли­вов; ино­гда ог­ра­ж­да­ют мо­ла­ми или вол­но­ло­ма­ми для за­щи­ты от вол­не­ния мо­ря. Обыч­но спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на к.-л. од­ном ви­де су­до­строе­ния – реч­ном или мор­ском, во­ен­ном или гра­ж­дан­ском и др. На В. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из­го­тов­ле­ние (или сбор­ка) кор­пу­са суд­на, мон­таж кор­пус­но­го и ме­ха­нич. обо­ру­до­ва­ния, ис­пы­та­ния и сда­ча су­дов за­каз­чи­ку.

Фото В. М. Паппе Корабельная верфь в Венеции.

Пер­во­на­чаль­но лод­ки и ко­ра­бли строи­лись не­по­сред­ствен­но на бе­ре­гу, без вы­де­ле­ния спец. су­до­строи­тель­ных участ­ков. Да­же са­мый боль­шой ко­рабль ви­кин­гов – «Длин­ный червь» ко­ро­ля Ола­фа Трюг­вас­со­на (ок. 1000), дли­ной в 37 м, был соб­ран ко­ра­бель­ны­ми ма­сте­ра­ми на бе­ре­гу пе­ред ко­ро­лев­ским двор­цом в Тронд­хей­ме. С воз­ни­кно­ве­ни­ем цент­ра­ли­зо­ван­ных го­су­дар­ств, со­дер­жав­ших во­ен­ные и тор­го­вые фло­ты, ста­ли со­зда­вать­ся В. Пер­вой круп­ной В. стал Ар­се­нал Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки (1104). На В., ко­то­рая бы­ла са­мым ох­ра­няе­мым ме­стом в Рес­пуб­ли­ке и за­ни­ма­ла 32 га, ра­бо­та­ли 16 тыс. чел. Ра­бо­ты в Ар­се­на­ле бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны по ти­пу кон­вейе­ра: по ме­ре прод­ви­же­ния строя­ще­го­ся суд­на ми­мо че­ре­ды по­сле­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных до­ков на уже го­то­вый кор­пус мон­ти­ро­ва­лись мач­ты и др. ос­на­ще­ние. К 13 в. В су­щест­во­ва­ли так­же в Ге­нуе, Пи­зе и ря­де др. го­ро­дов. В 1378 бы­ла по­строе­на Ко­ро­лев­ская ко­ра­бель­ная верфь Лас-Драс­са­нес (Las Drassanes) в Бар­се­ло­не, ко­то­рая вплоть до 17 в. бы­ла луч­шей по ос­на­ще­нию и са­мой боль­шой В. Ев­ро­пы (её раз­ме­ры поз­во­ля­ли со­ору­жать од­но­вре­мен­но до 30 ко­ра­блей). В 16–17 вв. об­раз­цо­вы­ми в Ев­ро­пе счи­та­лись голл. В., где впер­вые на­ча­ли стро­ить ко­ра­бли по мо­де­лям.

Од­на из пер­вых В. Рос­сии – Ад­ми­рал­тей­ская В. в С.-Пе­тер­бур­ге – бы­ла ос­но­ва­на Пет­ром I в 1704 по по­до­бию гол­ланд­ских. Вхо­ди­ла в со­став Гл. Ад­ми­рал­тей­ст­ва. Пер­во­на­чаль­но на Ад­ми­рал­тей­ской В. строи­лись от­но­си­тель­но мел­кие ко­ра­бли; пер­вый круп­ный ко­ра­бль (54-пу­шеч­ная «Пол­та­ва») по­стро­ен в 1712. Пром. пе­ре­во­рот 18–19 вв. и на­уч­но-тех­нич. ре­во­лю­ция 20 в. пре­вра­ти­ли В. в мощ­ные ин­ду­стри­аль­ные пред­прия­тия, ис­поль­зую­щие но­вей­шие до­сти­же­ния нау­ки и тех­ни­ки. См. так­же Су­до­строе­ние.

Вернуться к началу