Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНТИЛЯ́ТОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 141

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕНТИЛЯ́ТОР (от лат. ventilo – про­из­во­дить ве­тер), уст­рой­ст­во для по­да­чи воз­ду­ха, др. га­зов или па­ров под дав­ле­нием не вы­ше 12–15 кПа. В. при­ме­ня­ют в сис­те­мах кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, вен­ти­ля­ции и обог­ре­ва; для по­да­чи воз­ду­ха в ко­тель­ные и печ­ные аг­ре­га­ты и уда­ле­ния из них ды­мо­вых га­зов, для суш­ки про­дук­тов и ма­те­риа­лов, ох­ла­ж­де­ния де­та­лей ма­шин и ме­ха­низ­мов, пнев­ма­тич. транс­пор­ти­ро­ва­ния сы­пу­чих и во­лок­ни­стых ма­те­риа­лов, обес­пе­че­ния не­ко­то­рых тех­но­ло­гич. про­цес­сов и т. п. В бы­ту ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны В. на­столь­ные, на­поль­ные и под­вес­ные. В. соз­да­ют от­но­си­тель­но не­вы­со­кое дав­ле­ние, для со­з­да­ния бо­лее вы­со­ких дав­ле­ний при­ме­ня­ют воз­ду­хо­дув­ки и ком­прес­со­ры (св. 20 кПа). В. при­во­дит­ся в дей­ст­вие, как пра­ви­ло, эле­к­трич. дви­га­те­лем. Ка­ж­дый В. име­ет вса­сы­ваю­щую и на­гне­таю­щую сто­ро­ны. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­ким флан­цем под­сое­ди­нить В. к воз­ду­хо­во­ду, он бу­дет ра­бо­тать в ре­жи­ме вы­тяж­ки или на­гне­та­ния.

По кон­ст­рук­ции и прин­ци­пу дей­ст­вия В. де­лят на цен­тро­беж­ные (ра­ди­аль­ные), осе­вые (ак­си­аль­ные) и диа­мет­раль­ные (тан­ген­ци­аль­ные).

Рис. 1.

Цен­тро­беж­ный В. (рис. 1) име­ет рас­по­ло­жен­ное в спи­раль­ном ко­жу­хе ло­па­точ­ное (ра­бо­чее) ко­ле­со, при вра­ще­нии ко­то­ро­го газ, по­сту­паю­щий че­рез вход­ное от­вер­стие, по­па­да­ет в ка­на­лы ме­ж­ду ло­пат­ка­ми и под дей­ст­ви­ем воз­ни­каю­щей цен­тро­беж­ной си­лы пе­ре­ме­ща­ет­ся в спи­раль­ный ко­жух и на­прав­ля­ет­ся в вы­пу­ск­ное от­вер­стие. Цен­тро­беж­ные В. при­ме­ня­ют в ста­цио­нар­ных сис­те­мах вен­ти­ляции и кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния с ши­ро­кой се­тью воз­ду­хо­во­дов и раз­лич­ных тех­но­ло­гич. ус­та­нов­ках.

Рис. 2.

Осе­вой В. (рис. 2) име­ет ло­па­ст­ное ко­ле­со, при вра­ще­нии ко­то­ро­го воз­дух за­хва­ты­ва­ет­ся ло­па­стя­ми и пе­ре­ме­ща­ется в осе­вом на­прав­ле­нии. Осе­вые В. по срав­нению с цен­тро­беж­ны­ми про­ще, име­ют боль­ший кпд, ре­вер­сив­ны (при из­ме­не­нии на­прав­ле­ния вра­ще­ния ко­ле­са из­ме­ня­ет­ся на­прав­ле­ние дви­же­ния га­за), но не обес­пе­чи­ва­ют боль­ших дав­ле­ний. Осе­вые В. ис­поль­зу­ют­ся там, где не­об­хо­ди­мо по­да­вать боль­шое ко­ли­че­ст­во воз­ду­ха при на­ли­чии ма­лых и сред­них аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ний (в элек­трон­ной ап­па­ра­ту­ре, при соз­да­нии про­стой вы­тяж­ной вен­ти­ля­ции в зда­ни­ях, тон­не­лях и др.).

Рис. 3. Рис. С. В. Карповича

Диа­мет­раль­ный, или по­пе­реч­но-про­точ­ный, В. (рис. 3) име­ет ра­бо­чее ко­ле­со ба­ра­бан­но­го ти­па. При вра­ще­нии ко­ле­са соз­да­ёт­ся не­сим­мет­рич­ное вих­ре­вое по­ле, вы­зы­ваю­щее те­че­ние воз­ду­ха в диа­мет­раль­ном на­прав­ле­нии. При этом по­ток дву­крат­но про­хо­дит че­рез вра­щаю­щую­ся ре­шёт­ку ло­па­ток ко­ле­са. Диа­мет­раль­ные В. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся бо­лее вы­со­ки­ми аэ­ро­ди­на­мическими па­ра­мет­ра­ми по срав­не­нию с др. ти­па­ми В. Они по­зво­ля­ют соз­да­вать рав­но­мер­ный пло­ский по­ток воз­ду­ха боль­шой ши­ри­ны и лег­ко из­ме­нять его на­прав­ле­ние, что ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в различных аг­ре­га­тах вен­ти­ля­ции и кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния воз­ду­ха (напр., в воз­душ­ных за­ве­сах).

В. для пе­ре­ме­ще­ния ды­мо­вых га­зов на­зы­ва­ют ды­мо­со­са­ми, для воз­ду­ха, за­со­рён­но­го ме­ха­нич. при­ме­ся­ми, – пы­ле­вы­ми; В., встраи­вае­мые в кров­лю, – крыш­ны­ми, в воз­ду­хо­вод – ка­наль­ны­ми. В спец. ис­пол­не­нии вы­пус­ка­ют взры­во­бе­зо­пас­ные и ки­сло­то­упор­ные вен­ти­ля­торы.

Изо­бре­те­ние цен­тро­беж­но­го В. при­над­ле­жит рос. во­ен. ин­же­не­ру А. А. Саб­лу­ко­ву (1832). В 1834 В. был при­ме­нён им для вен­ти­ля­ции по­ме­ще­ний и трю­мов ко­раб­лей, в 1835 – для про­вет­ри­ва­ния Ча­гир­ско­го руд­ни­ка на Ал­тае. В 1892 франц. изо­бре­та­тель П. Мор­тье соз­дал диа­мет­раль­ный В., не на­шед­ший ши­ро­ко­го при­ме­не­ния из-за мень­ше­го кпд по срав­не­нию с цен­тро­беж­ным. Вновь ин­те­рес к диа­мет­раль­ным В. воз­ро­дил­ся лишь в сер. 20 в. Кон­ст­рук­ции В. со­вер­шен­ст­ву­ют­ся в на­прав­ле­нии улуч­ше­ния аэ­ро­ди­на­мич. и аку­стич. ха­рак­те­ри­стик, уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти и эко­но­мич­но­сти.

Лит.: Ка­ли­нуш­кин М. П. На­со­сы и вен­ти­ля­то­ры. М., 1987; Энер­го­си­ло­вое обо­ру­до­ва­ние сис­тем жиз­не­обес­пе­че­ния. СПб., 2004.

Вернуться к началу