Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛОСИПЕ́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 65-66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ловцов
Горный велосипед.

ВЕЛОСИПЕ́Д (франц. vélocipède, от лат. velox – бы­ст­рый и pes – но­га), транс­порт­ное сред­ст­во, при­во­ди­мое в дви­же­ние мус­куль­ной си­лой си­дя­ще­го на нём че­ло­ве­ка. Боль­шин­ст­во В. име­ют два ко­ле­са, но бы­ва­ют трёх-, че­ты­рёх- и да­же од­но­ко­лёс­ные. В. по на­зна­че­нию раз­де­ля­ют на дет­ские, под­ро­ст­ко­вые, до­рож­ные, гор­ные, спор­тив­ные (в т. ч. шос­сей­ные) и спе­ци­аль­ные. К по­след­ним от­но­сят­ся трёх- и че­ты­рёх­ко­лёс­ные гру­зо­вые ве­лоси­пе­ды (ве­ло­мо­би­ли), цир­ко­вые, трю­ко­вые и т. п. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны до­рож­ные ве­ло­си­пе­ды. Ча­ще все­го они бы­ва­ют од­но­ме­ст­ны­ми, но про­из­во­дят­ся так­же и мно­го­ме­ст­ные В., или тан­де­мы. Боль­шое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли склад­ные В., удоб­ные для пе­ре­воз­ки на транс­пор­те. Ра­мы современ­ных В. де­ла­ют­ся из ста­ли, алю­ми­ния или уг­ле­пла­сти­ка («кар­бо­на»). Со­став­ные час­ти различных ти­пов В. при­мер­но оди­на­ко­вы. Ко­ле­со со­сто­ит из обо­да, втул­ки, спиц и пнев­ма­тической ши­ны. Транс­мис­сия ве­ло­си­пе­да вклю­ча­ет в се­бя сис­те­му, ко­то­рая со­сто­ит из ве­ду­щих звёзд, со­еди­нён­ных с пе­да­ля­ми; цепь, пе­ре­даю­щую уси­лие с сис­те­мы на кас­се­ту; кас­се­ту – на­бор ве­до­мых звёзд, со­еди­нён­ных с втул­кой зад­не­го ко­ле­са. Пе­ре­да­точ­ное чис­ло при­во­да ме­ня­ет­ся пе­ре­ки­ды­ва­ни­ем це­пи на раз­ные ком­би­на­ции звёзд при по­мо­щи пе­ре­клю­ча­те­лей. Тор­мо­за име­ют раз­дель­ный при­вод на пе­ред­нее и зад­нее ко­лё­са. На не­ко­то­рых мо­де­лях гор­ных В. име­ет­ся сис­те­ма под­рес­со­ри­ва­ния.

Ис­то­рия соз­да­ния В. но­сит весь­ма раз­но­ре­чи­вый ха­рак­тер. По од­ной из вер­сий, чер­тёж пер­во­го В. с дву­мя ко­лё­са­ми, пе­да­ля­ми и цеп­ной пе­ре­да­чей соз­дал в 1493 Лео­нар­до да Вин­чи. Сре­ди изо­бре­та­те­лей В. чис­лят­ся и рос. ме­ха­ник Л. Л. Шам­шу­рен­ков, по­стро­ив­ший «са­мо­бег­лую ко­ля­ску», о чём сви­де­тель­ст­ву­ет офиц. про­то­кол от 2.11.1752, и ка­рет­ный ма­стер из Гер­ма­нии М. Кас­слер, и кре­по­ст­ной кре­сть­я­нин Е. М. Ар­та­мо­нов. Но об­ще­при­знан­ным изо­бре­та­те­лем В. счи­та­ет­ся К. фон Драйз (1817, Гер­ма­ния), за­па­тен­то­вав­ший своё изо­бре­те­ние. По­стро­ен­ный им В. пред­став­лял со­бой двух­ко­лёс­ную ма­ши­ну, при­во­ди­мую в дви­же­ние от­тал­ки­ва­ни­ем ног от зем­ли. В 1861 к пе­ред­не­му ко­ле­су до­ба­ви­лись пе­да­ли, а в 1870 – цеп­ной при­вод на зад­нее ко­ле­со. По­сле то­го как ан­гли­ча­нин Д. Дан­лоп впер­вые ус­та­но­вил пнев­ма­тич. ши­ны (1888), а в кон­ст­рук­цию В. бы­ли до­бав­ле­ны сво­бод­ный ход (1894) и ме­ха­низм пе­ре­клю­че­ния пе­ре­дач (1899), В. при­об­рёл вид, в об­щих чер­тах со­хра­нив­ший­ся до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. На­чи­ная при­мер­но с 1905 В. ста­ли вы­хо­дить из мо­ды из-за бур­но­го раз­ви­тия ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та. К 1940 В. во мно­гих стра­нах счи­та­лись все­го лишь игруш­ка­ми для де­тей. Толь­ко с кон. 1960-х гг., бла­го­да­ря про­па­ган­де здо­ро­во­го об­раза жиз­ни и все­об­ще­му осоз­на­нию эко­ло­гич. про­блем, В. сно­ва ста­ли по­пу­ляр­ны. В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие 20 в. поя­ви­лось боль­шое чис­ло но­вых ти­пов В. Напр., это гор. В., при­ори­те­та­ми в кон­ст­рук­ции ко­то­рых яв­ля­ют­ся ком­форт­ность пе­ре­дви­же­ния и про­сто­та об­слу­жи­ва­ния; гор­ные В., в т. ч. для со­рев­но­ва­ний по ма­ун­тин­бай­ку; В. для ве­ло­триа­ла, т. е. для пре­одо­ле­ния пре­пят­ст­вий, и др. В. – са­мое рас­про­стра­нён­ное в ми­ре транс­порт­ное сред­ст­во (за счёт низ­кой стои­мо­сти, лёг­ко­сти и ма­лых раз­ме­ров, а так­же из-за от­сут­ст­вия по­треб­но­сти в то­п­ли­ве и вы­со­кой безо­пас­но­сти). Кон­ст­рук­ции В. про­дол­жа­ют не­пре­рыв­но со­вер­шен­ст­во­вать­ся в на­прав­ле­нии сни­же­ния мас­сы, по­вы­ше­ния безо­пас­но­сти и удоб­ст­ва ез­ды, при­ме­не­ния но­вей­ших ма­те­риа­лов. В 2005, по ито­гам оп­ро­са об­ществ. мне­ния в Ве­ли­ко­бри­та­нии, В. был при­знан ве­ли­чай­шим тех­нич. изо­бре­те­ни­ем с 1800, при­чём за В. про­го­ло­со­ва­ло боль­ше оп­ро­шен­ных, чем за все ос­таль­ные изо­бре­те­ния, вме­сте взя­тые.

Вернуться к началу