Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́НТОВЫЙ МОСТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 586

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Саламахин
Рис. 1. Схема вантового моста (а) и поперечное сечение балки жёсткости (б): 1 – ванты; 2 – балка жёсткости; 3 – пилоны; 4 – ванта-оттяжка.

ВА́НТОВЫЙ МОСТ, мост, осн. не­су­щи­ми эле­мен­та­ми про­лёт­но­го строе­ния ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся пря­мо­ли­ней­ные рас­тя­ну­тые гиб­кие ван­ты. В со­ста­ве мос­та (рис. 1 а), кро­ме то­го, име­ют­ся бал­ка или фер­ма жё­ст­ко­сти, пи­ло­ны и ан­кер­ные опо­ры. Ван­ты вы­пол­ня­ют в ви­де ка­на­та из сталь­ных про­во­лок с проч­но­стью 2000–2500 МПа. Они под­дер­жи­ва­ют бал­ку или фер­му жё­ст­ко­сти и пе­ре­да­ют уси­лия на пи­ло­ны. Ван­ты рас­по­ла­га­ют в од­ной или двух вер­ти­каль­ных или на­клон­ных плос­ко­стях. Бал­ки и фер­мы жё­ст­ко­сти пред­став­ля­ют со­бой ра­бо­таю­щие на из­гиб, сжа­тие и кру­че­ние ко­роб­ча­тые кон­ст­рук­ции (рис. 1 б), уве­ли­чи­ваю­щие вер­ти­каль­ную жё­ст­кость мос­та. Их вы­пол­ня­ют из ста­ли или же­ле­зо­бето­на с об­те­кае­мы­ми в воз­душ­ном по­то­ке фор­ма­ми по­пе­реч­но­го се­че­ния. По бал­ке жё­ст­ко­сти уст­раи­ва­ет­ся про­ез­жая часть. Пи­ло­ны мос­та (сталь­ные или же­ле­зо­бе­тон­ные) име­ют раз­но­об­раз­ные кон­ст­рук­тив­ные фор­мы и раз­ме­ща­ют­ся по дли­не мос­та вер­ти­каль­но или на­клон­но. Для фик­са­ции по­ло­же­ния вер­ха пило­на в про­стран­ст­ве его при­кре­п­ля­ют к ан­кер­ной опо­ре ван­той-от­тяж­кой, что до­пол­ни­тель­но по­вы­ша­ет жё­ст­кость мо­с­та.

Фото А. В. Агеева Рис. 2. Вантовый мост через р. Нака в префектуре Ибараки (Япония, 1999).

В. м. на­хо­дят всё боль­шее при­ме­не­ние на ав­то­мо­биль­ных и городских до­ро­гах для пе­ре­кры­тия про­лё­тов от 300 до 1000 м (рис. 2). Они хо­ро­шо впи­сы­ва­ют­ся в гор. за­строй­ку, пре­крас­но гар­мо­ни­ру­ют с гор­ным ланд­шаф­том. Круп­ней­ший в ми­ре В. м. Та­та­ра (Япо­ния, 1999) с ме­тал­лич. бал­кой жё­ст­ко­сти и дву­мя ме­тал­лич. пи­ло­на­ми име­ет дли­ну бал­ки жё­ст­ко­сти 1480 м и рас­стоя­ние ме­ж­ду пи­ло­на­ми 890 м. Ре­корд­ные по­ка­за­те­ли для од­но­пи­лон­но­го мос­та име­ет В. м., по­стро­ен­ный в Сур­гу­те (Рос­сия, 2002). Его бал­ка жё­ст­ко­сти с од­ной сто­ро­ны за­де­ла­на в ус­той, что по­зво­ли­ло соз­дать уни­каль­ный для од­но­пи­лон­ных мос­тов про­лёт дли­ной 408 м при пол­ной дли­не бал­ки жё­ст­ко­сти 588 м.

Вернуться к началу