Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАГО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 496-497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Анисимов

ВАГО́Н (франц. wagon, от англ. waggon – по­воз­ка, фур­гон), транс­порт­ное сред­ст­во, снаб­жён­ное ко­лё­са­ми и спо­соб­ное пе­ре­дви­гать­ся по рель­со­во­му пу­ти; пред­на­зна­че­но гл. обр. для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров и гру­зов. В. яв­ля­ет­ся еди­ни­цей под­виж­но­го со­ста­ва ма­ги­ст­раль­ных же­лез­ных до­рог, пром. транс­пор­та, а так­же трам­ва­ев и по­ез­дов мет­ро­по­ли­те­на. Вы­пус­ка­ют­ся так­же спе­циа­ли­зир. В. для вы­со­ко­ско­ро­ст­ных же­лез­ных до­рог. Про­то­тип В. – не­боль­шая по­воз­ка с ку­зо­вом-ящи­ком на ко­лё­сах, при­ме­няв­шая­ся на ср.-век. руд­ни­ках, ко­то­рую пе­ре­ме­ща­ли вруч­ную, позд­нее – кон­ной тя­гой. Впер­вые В. для гру­зов поя­ви­лись на кон­но-чу­гун­ной до­ро­ге в Анг­лии (1786). В Рос­сии В. бы­ли по­строе­ны П. К. Фро­ло­вым на Ал­тае в 1810 для пер­вой кон­но-чу­гун­ной до­ро­ги на Змеи­но­гор­ском руд­ни­ке. Даль­ней­шее раз­ви­тие ва­го­но­строе­ния свя­за­но с про­клад­кой же­лез­ных до­рог и соз­да­ни­ем ло­ко­мо­тив­ной тя­ги. Пер­вые пас­са­жир­ские В. в Рос­сии поя­ви­лись на Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ге (1837); строи­тель­ст­во гру­зо­вых (то­вар­ных) и пас­са­жир­ских В. разл. ти­пов бы­ло на­ча­то для пер­вой ма­ги­ст­раль­ной же­лез­ной до­ро­ги ме­ж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Мо­ск­вой в 1846 на Алек­сан­д­ров­ском за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге.

В совр. ва­гон­ном пар­ке же­лез­ных до­рог на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 200 ти­пов разл. кон­ст­рук­ций В., что обу­слов­ле­но раз­но­об­раз­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми: обес­пе­че­ние ком­фор­та для пас­са­жи­ров, со­хран­ность хруп­ких и цен­ных гру­зов, безо­пас­ность при пе­ре­воз­ке лег­ко­вос­пла­ме­няю­щих­ся, го­ря­чих, хи­ми­че­ски ак­тив­ных и др. гру­зов. Стро­ят­ся В. для ши­ро­кой и уз­кой ж.-д. ко­леи. По на­зна­че­нию раз­ли­ча­ют В. пас­са­жир­ские и гру­зо­вые, не­са­мо­ход­ные с ло­ко­мо­тив­ной тя­гой и са­мо­ход­ные, пе­ре­ме­щаю­щие­ся как са­мо­сто­ят. еди­ни­цы (ав­то­мот­ри­са, дре­зи­на, транс­фер­кар и др.) или вклю­чае­мые в элек­тро­по­ез­да, ди­зель-по­ез­да.

Пассажирские вагоны

Купейный пассажирский вагон.
Схема внутреннего помещения купейного вагона: 1 – тамбур; 2 – туалет; 3 – служебное помещение; 4 – купе проводников; 5 – бытовое помещение; 6 – пассажирское купе; 7...

В. для пас­са­жи­ров раз­де­ля­ют­ся на не­ку­пей­ные (с си­дя­чи­ми и спаль­ны­ми мес­та­ми), ку­пей­ные с жё­ст­ки­ми и мяг­ки­ми спаль­ны­ми мес­та­ми; В. спец. на­зна­че­ния – ба­гаж­ные и поч­то­во-ба­гаж­ные, В.-рес­то­ра­ны (ба­ры, са­ло­ны, клу­бы и т. п.), слу­жеб­ные; В. спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные, пред­на­зна­чен­ные для раз­ме­ще­ния ла­бо­ра­то­рий, са­ни­тар­но­го обо­ру­до­ва­ния, пра­чеч­ных и др. Осн. тех­ни­ко-эко­но­мич. па­ра­мет­ры для отеч. В. в за­ви­си­мо­сти от мо­де­ли: чис­ло мест 14–54 (для двух­этаж­ных до 175); мас­са та­ры (без эки­пи­ров­ки) 46,4–50,3 т; дли­на по ра­ме на ба­зе уни­фи­ци­ров. ку­зо­ва (га­ба­рит 1–ВМ) 23,6 м (по осям сце­п­ле­ния 24,53 м), для вновь строя­щих­ся – 25 м (для не­ко­то­рых мо­де­лей до 26 м). К В. предъ­яв­ляют­ся вы­со­кие тре­бо­ва­ния по обес­пе­че­нию ком­форт­ных ус­ло­вий для пас­са­жи­ров, ко­то­рые соз­да­ют­ся бла­года­ря ис­поль­зо­ва­нию средств тех­нич. эс­те­ти­ки, ус­та­нов­ке со­вер­шен­ных сис­тем кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, ото­пле­ния, во­до­снаб­же­ния, ос­ве­ще­ния, бы­то­во­му об­слу­жи­ва­нию в пу­ти и др. К важ­ным по­ка­за­те­лям ка­че­ст­ва В. от­но­сят­ся до­пус­ти­мый уро­вень шу­ма (при дви­же­нии – 80 дБ на рас­стоя­нии 50 м от пу­ти), плав­ность хо­да. В Рос­сии пас­са­жир­ские В. стро­ят­ся на Твер­ском ва­го­но­строит. за­во­де, В. для элек­тро­по­ез­дов – на Де­ми­хов­ском ма­ши­но­стро­ит. за­во­де (Моск. обл.) и ва­го­но­строит. за­во­де в г. Тор­жок.

Грузовые вагоны

Грузовой вагон – многофункциональная платформа.

В за­ви­си­мо­сти от ви­да пе­ре­во­зи­мых гру­зов В. под­раз­де­ля­ют­ся на уни­вер­саль­ные – для гру­зов ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные – для пе­ре­воз­ки гру­зов со сход­ны­ми фи­зи­ко-хи­мич. свой­ст­ва­ми. Вы­пус­ка­ют­ся уни­вер­саль­ные В. сле­дую­щих ти­пов: кры­тые для гру­зов, тре­бую­щих за­щи­ты от ат­мо­сфер­ных воз­дей­ст­вий; по­лу­ва­го­ны для сы­пу­чих ма­те­риа­лов, ру­ды, уг­ля, ле­са, ме­тал­ло­из­де­лий, не тре­бую­щих за­щи­ты, гру­зо­подъ­ём­но­стью до 130 т; плат­фор­мы для длин­но­мер­ных гру­зов, ко­лёс­но-гу­се­нич­ной тех­ни­ки и др.; цис­тер­ны для жид­ких, га­зо­об­раз­ных, по­рош­ко­вых про­дук­тов и др.; изо­тер­мич. В. и реф­ри­же­ра­тор­ные сек­ции для ско­ро­пор­тя­щих­ся гру­зов; транс­пор­тё­ры для тя­жё­лых и длин­но­мер­ных кон­ст­рук­ций, ста­нин, блю­мин­гов и др. К спе­циа­ли­зи­ро­ван­ным от­но­сят­ся: кры­тые В. для ав­то­мо­би­лей, му­ки, хо­лод­но­ка­та­ной ста­ли; кры­тые хоп­пе­ры для зер­на, це­мен­та, ми­нер. удоб­ре­ний и др.; от­кры­тые хоп­пе­ры для ока­ты­шей и аг­ло­ме­ра­та; плат­фор­мы для круп­но­тон­наж­ных кон­тей­не­ров, ав­то­мо­би­лей, про­ка­та, рель­сов дли­ной 25 м, труб диа­мет­ром от 500 до 1420 мм и др.; цис­тер­ны для неф­ти, вы­со­ко­вяз­ких про­дук­тов, спир­та, сжи­жен­ных га­зов, пи­ще­вых про­дук­тов. К гру­зо­вым В. от­но­сят­ся так­же спец. В. пром. транс­пор­та – думп­ка­ры, хоп­пе­ры, шла­ко­во­зы, чу­гу­но­во­зы и кок­со­чу­гу­но­во­зы мик­сер­но­го ти­па гру­зо­подъ­ём­но­стью от 60 до 600 т; кок­со­ту­шиль­ные (13–25 т), са­мо­ход­ные транс­фер­ка­ры (65 т), В.-ве­сы (до 40 т); са­мо­сва­лы, в т. ч. для го­ря­чих ме­тал­лур­гич. гру­зов с темп-рой до 1000 °С, и др. Для уз­ко­ко­лей­ных же­лез­ных до­рог вы­пус­ка­ют­ся В. для ко­леи 750 и 1067 мм, в осн. уни­вер­саль­ные (кры­тые плат­фор­мы, цис­тер­ны) и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные (сце­пы для вы­воз­ки ле­са в хлы­стах, са­мо­сва­лы, хоп­пе­ры для тор­фа и др.).

Осн. тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­ли гру­зо­вых В. оп­ре­де­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния­ми, предъ­яв­ляе­мы­ми к ус­ло­ви­ям пе­ре­воз­ки гру­зов, их со­хран­но­сти, обес­пе­че­ни­ем ме­ха­ни­зи­ров. за­груз­ки и вы­груз­ки, очи­ст­ки ку­зо­ва и др. К об­щим по­ка­зателям от­но­сят­ся: гру­зо­подъ­ём­ность; по­лез­ный объ­ём (пло­щадь по­ла для плат­форм); сред­ние ста­тич. и ди­на­мич. на­груз­ки; по­гон­ная и осе­вая на­груз­ки; ли­ней­ные раз­ме­ры. В Рос­сии гру­зо­вые В. вы­пус­ка­ют­ся на Ал­тай­ском ва­го­но­строи­тель­ном, Ве­ли­ко­лук­ском ло­ко­мо­ти­во­ре­монт­ном, Ураль­ском ва­го­но­строи­тель­ном и др. за­во­дах.

Конструкция железнодорожных вагонов

При всём мно­го­об­ра­зии ти­пов В. име­ют об­щие осн. уз­лы. Ку­зов, пред­на­зна­чен­ный для раз­ме­ще­ния пас­са­жи­ров и гру­зов, опи­ра­ет­ся на ва­гон­ные те­леж­ки, свя­зан­ные с ним че­рез под­пят­ни­ки и пят­ни­ки. Хо­до­вые час­ти (ко­лёс­ные па­ры, бук­со­вые уз­лы, рес­сор­ное под­ве­ши­ва­ние, те­леж­ки) обес­пе­чи­ва­ют без­опас­ное дви­же­ние В. по рель­со­во­му пу­ти, тре­буе­мую плав­ность хо­да. Рес­сор­ное под­ве­ши­ва­ние пред­на­зна­че­но для га­ше­ния воз­ни­каю­щих при дви­же­нии ко­ле­ба­ний, обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти и ком­форт­но­сти пас­са­жи­ров, со­хран­но­сти гру­зов. Ка­ж­дый В. име­ет удар­но-тя­го­вые при­бо­ры – ав­то­сцеп­ку, слу­жа­щую для сце­п­ле­ния В. с ло­ко­мо­ти­вом и В. ме­ж­ду со­бой, вос­при­ятия, пе­ре­да­чи и смяг­че­ния дей­ст­вия тя­го­вых и сжи­маю­щих уси­лий, воз­ни­каю­щих при дви­же­нии по­ез­да. Все пас­са­жир­ские В. обо­руду­ют­ся элек­тро­пнев­ма­тич. тор­моз­ной сис­те­мой, управ­ляе­мой, как пра­ви­ло, с од­но­го пуль­та; гру­зо­вые В. име­ют пнев­мо­тор­мо­за; по­ез­да, как пра­ви­ло, снаб­же­ны кра­на­ми экс­трен­но­го тор­мо­же­ния (стоп-кра­ны).

Развитие вагоностроения

Осн. на­прав­ле­ни­ем со­вер­шен­ст­во­ва­ния ва­гон­но­го пар­ка яв­ля­ет­ся соз­да­ние В. но­во­го по­ко­ле­ния, от­ли­чаю­щих­ся луч­ши­ми по­тре­би­тель­ски­ми ка­че­ст­ва­ми, экс­плуа­тац. воз­мож­но­стя­ми, обес­пе­чи­ваю­щих вы­со­кую безо­пас­ность и от­ве­чаю­щих эко­ло­гич. тре­бо­ва­ни­ям. В Рос­сии раз­ра­бо­та­ны про­грам­мы до 2010, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся соз­да­ние мо­де­лей пас­са­жир­ских В. для ско­ро­стей дви­же­ния до 200 км/ч. Пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся при­ме­не­ние но­вых кон­ст­рукц. ма­те­риа­лов, сис­тем кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, без­лю­леч­ных те­ле­жек, обес­пе­чи­ваю­щих плав­ный ход. На­ме­че­но рас­ши­ре­ние произ-ва ме­ж­ду­нар. В. с воз­мож­но­стью бы­ст­ро­го пе­ре­хо­да с ко­леи 1520 мм на ко­лею 1435 мм и об­рат­но; соз­да­ние В. для пром. транс­пор­та с осе­вы­ми на­груз­ка­ми 27–30 т, ос­на­щён­ных обо­ру­до­ва­ни­ем для ме­ха­ни­зир. за­груз­ки и вы­груз­ки. Гру­зо­вые и пас­са­жир­ские В. пред­по­ла­га­ет­ся со­би­рать из уни­фи­ци­ров. бло­ков, стан­дарт­ных уз­лов и мо­ду­лей, что по­зво­лит стро­ить В. мно­го­це­ле­во­го на­зна­че­ния на ба­зе од­ной осн. кон­ст­рук­ции. См. так­же Трам­вай, Мет­ро­по­ли­тен.

Лит.: Ша­дур Л. А. Раз­ви­тие оте­че­ст­вен­но­го ва­гон­но­го пар­ка. М., 1988; Кон­ст­руи­ро­ва­ние и рас­чет ва­го­нов / Под ред. В. В. Лу­ки­на. М., 2000; Лу­кин В. В., Ани­си­мов П. С., Фе­до­се­ев Ю. П. Ва­го­ны. М., 2004.

Вернуться к началу