Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУРОВА́Я ПЛАТФО́РМА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 377-378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Оганов

БУРОВА́Я ПЛАТФО́РМА, гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ние для бу­ре­ния сква­жин при раз­ра­бот­ке мор­ских ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти и га­за. В за­ви­си­мо­сти от кон­ст­рук­ции и на­зна­че­ния раз­ли­ча­ют мор­ские ста­цио­нар­ные плат­фор­мы (для экс­плуа­та­ци­он­но­го бу­ре­ния) и пла­ву­чие бу­ро­вые ус­та­нов­ки (для по­ис­ко­во-раз­ве­доч­но­го бу­ре­ния).

Типы буровых платформ (слева направо): морская стационарная платформа, самоподъёмная плавучая буровая установка, полупогружная плавучая буровая установка, буровое судно с комплексом подводного устьево...

Мор­ские ста­цио­нар­ные плат­фор­мы, в осн. трёхъ­я­рус­ные, ис­поль­зу­ют при глу­би­нах до 350 м для од­но­вре­мен­но­го бу­ре­ния, до­бы­чи и под­го­тов­ки пла­сто­вой про­дук­ции к транс­портиров­ке. Плат­фор­мы, пред­на­зна­чен­ные толь­ко для бу­ре­ния неф­тя­ных или га­зовых сква­жин, из­го­тав­ли­ва­ют в од­но­ярус­ном ис­пол­не­нии. С па­лу­бы Б. п., на­хо­дя­щей­ся на не­до­ся­гае­мой для волн вы­со­те, од­ним или дву­мя бу­ро­вы­ми стан­ка­ми мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся строи­тель­ст­во не­сколь­ких де­сят­ков вер­ти­каль­ных, на­клон­но на­прав­лен­ных, го­ри­зон­таль­ных и раз­вет­влён­ных (мно­го­за­бой­ных) сква­жин. Ста­цио­нар­ные Б. п. за­кре­п­ля­ют­ся на мор­ском дне сле­дую­щи­ми спо­со­ба­ми: свай­ным (за­бив­ка в мор­ское дно свай, жё­ст­ко скре­п­лён­ных с опор­ным бло­ком Б. п.); гра­ви­та­ци­он­ным (удер­жи­ва­ют­ся на дне за счёт мас­сы со­ору­же­ния, при этом опор­ный блок за­пол­ня­ет­ся грун­том или во­дой для на­дёж­но­го осе­да­ния на мор­ское дно); ком­би­ни­ро­ван­ным, или свай­но-гра­ви­та­ци­он­ным (за­та­п­ли­вае­мый опор­ный мас­сив, рас­по­ла­гае­мый на дне, до­пол­ни­тель­но за­кре­п­ля­ет­ся свая­ми по все­му пе­ри­мет­ру); с по­мо­щью якор­ных це­пей или на­тяж­ных тро­сов (ес­ли опор­ный блок Б. п. вы­пол­нен из пон­то­нов, по­гру­жён­ных в во­ду пол­но­стью или час­тич­но). Опор­ный блок Б. п. вы­пол­ня­ют сталь­ным (пре­иму­ще­ст­венно труб­ча­тым), жел.-бе­тон. или же ком­би­ни­ро­ван­ным (жел.-бе­тон. гра­ви­та­ци­он­ная ниж­няя часть, верх­няя – сталь­ная ре­шёт­ча­тая кон­ст­рук­ция). Над­вод­ная часть Б. п. вклю­ча­ет основные ком­плек­сы: бу­ро­вой, экс­плуа­та­ци­он­ный, энер­ге­тичес­кий, жи­лой и жиз­не­обес­пе­че­ния. В ак­ва­то­ри­ях арк­тических мо­рей ис­поль­зу­ют Б. п. в ле­до­стой­ком ис­пол­не­нии с опо­ра­ми в фор­ме ци­лин­д­ра, приз­мы или ко­ну­са для сни­же­ния ле­до­вой на­груз­ки.

Пла­ву­чие бу­ро­вые ус­та­нов­ки под­раз­де­ля­ют на по­груж­ные (ПБУ), са­мо­подъ­ём­ные (СПБУ), по­лу­по­груж­ные (ППБУ) и бу­ро­вые су­да (БС).

ПБУ пред­на­зна­че­ны для бу­ре­ния сква­жин на мел­ко­во­дье в диа­па­зо­не глу­бин от 2 до 20 м (не­ко­то­рые до 50 м). Все ПБУ име­ют под­вод­ный кор­пус (за­то­п­ляе­мый пон­тон), на ко­то­рый опи­ра­ют­ся опор­ные ко­лон­ны. Для подъ­ё­ма ПБУ со дна ис­поль­зу­ет­ся сис­те­ма раз­мы­ва грун­та под дни­щем для умень­ше­ния сил при­со­са.

С СПБУ ве­дёт­ся раз­ве­доч­ное бу­ре­ние на глу­би­нах от 5 до 150 м. СПБУ со­сто­ит из во­до­из­ме­щаю­ще­го кор­пу­са (пон­то­на), опор­ных ко­лонн (от 3 до 6), подъ­ём­ных ме­ха­низ­мов и бу­ро­вой выш­ки. В кор­пу­се име­ют­ся по­ме­ще­ния различ­но­го на­зна­че­ния – для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­вания, склад­ские, жи­лые каю­ты. При транс­пор­ти­ров­ке СПБУ опор­ные ко­лон­ны мак­си­маль­но вы­дви­ну­ты вверх. На точ­ке бу­ре­ния ко­лон­ны опус­ка­ют­ся на грунт, кор­пус с по­мо­щью гид­рав­ли­чес­кого или элек­тро­ме­ха­нического подъ­ём­ни­ка под­ни­ма­ет­ся из во­ды, а ниж­няя часть ко­лонн, обо­ру­до­ван­ная спе­ци­аль­ны­ми баш­ма­ка­ми, вдав­ли­ва­ет­ся в грунт.

ППБУ и БС ис­поль­зу­ют­ся при глу­би­нах мо­ря 150–1500 м. Ус­той­чи­вость ППБУ обес­пе­чи­ва­ет­ся фор­мой кор­пу­са пон­то­на, рас­стоя­ни­ем ме­ж­ду пон­то­на­ми, а так­же чис­лом и диа­мет­ром опор­ных ко­лонн, на ко­то­рых ус­та­нов­ле­на над­вод­ная часть. ППБУ и БС фик­си­ру­ют­ся на точ­ке бу­ре­ния с по­мо­щью якор­ных сис­тем или пу­тём обес­пе­че­ния ди­на­ми­че­ско­го по­зи­цио­ни­ро­ва­ния, осу­ще­ст­в­ляе­мо­го специальными дви­жи­те­ля­ми, встро­ен­ны­ми в кор­пус по­гру­жён­но­го в во­ду пон­то­на. БС, в от­ли­чие от др. ти­пов пла­ву­чих бу­ро­вых ус­та­но­вок, со­хра­ня­ют вы­со­кие мо­ре­ход­ные ка­че­ст­ва, свой­ст­вен­ные обыч­ным су­дам.

Лит.: Вя­хи­рев Р. И., Ни­ки­тин Б. А., Мир­зо­ев Д. И. Обу­строй­ст­во и ос­вое­ние мор­ских не­фте­га­зо­вых ме­сто­рож­де­ний. М., 2001.

Вернуться к началу