Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БУРА́Н»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 351-352

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Легостаев, Б. И. Сотников
Рис. 1. Узлы компоновки "Бурана": 1 – носовой блок двигателей управления; 2 – приборный отсек; 3, 5, 6, 21 – блоки аппаратуры; 4 – кабина пилотов; 7 – командный отсек; 8 ...

«БУРА́Н», оте­че­ст­вен­ный воз­душ­но-кос­мич. ле­та­тель­ный ап­па­рат. Пред­на­зна­чен для: вы­ве­де­ния на ор­би­ту во­круг Зем­ли разл. мо­ду­лей (в т. ч. с эки­па­жем); сбор­ки на ор­би­те круп­но­га­ба­рит­ных со­ору­же­ний (ра­дио­те­ле­ско­пов, ан­тен­ных сис­тем и др.) и меж­пла­нет­ных ком­плек­сов; воз­вра­та на Зем­лю не­ис­прав­но­го или вы­ра­бо­тав­ше­го свой ре­сурс обо­ру­до­ва­ния; вы­пол­не­ния др. гру­зо­пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок по мар­шру­ту Зем­ля – кос­мос – Зем­ля; ре­ше­ния ря­да обо­рон­ных за­дач. Пред­став­ля­ет со­бой (рис. 1) мо­но­план (пла­нёр), вы­пол­нен­ный по схе­ме «бес­хво­ст­ка»; со­сто­ит из фю­зе­ля­жа, кры­ла, снаб­жён­но­го эле­во­на­ми, вер­ти­каль­но­го опе­ре­ния с ру­лём на­прав­ле­ния, а так­же ба­лан­си­ро­воч­но­го щит­ка в хво­сто­вой час­ти. Кры­ло име­ет двой­ную стре­ло­вид­ность, что обес­пе­чи­ва­ет не­об­хо­ди­мые аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки на сверх­зву­ко­вых ско­ро­стях по­лё­та. В но­со­вой час­ти «Б.» на­хо­дит­ся гер­ме­тич­ная ка­би­на объ­ё­мом 70 м3 для эки­па­жа (до 4 чел.) и пас­са­жи­ров (до 6 чел.). Основные тех­нические ха­рак­те­ри­сти­ки «Б.»:

Дли­на, м 36,4
Вы­со­та (при вы­пу­щен­ных шас­си), м16,5
Раз­мах кры­ла, м   
23,9
Пло­щадь кры­ла, м2
250
Дли­на гру­зо­во­го от­се­ка, м 17
Диа­метр гру­зо­во­го от­се­ка, м4,5
Стар­то­вая мас­са, т 
105
Вы­во­ди­мый на ор­би­ту по­лез­ный груз, тдо 30
Воз­вра­щае­мый с ор­би­ты груз, т 
до 20
Диа­па­зон вы­сот ра­бо­чих ор­бит, км 
200–1000
Бо­ко­вой ма­нёвр в ат­мо­сфе­ре, км  
до 2000
Про­дол­жи­тель­ность по­лё­та, сут 
7–30
 

Рис. 2. Ракетный комплекс «Энергия – Буран».

На ор­би­ту «Б.» вы­во­дит­ся уни­вер­саль­ной двух­сту­пен­ча­той ра­ке­той-но­си­те­лем (РН) «Энер­гия» (рис. 2). Объ­еди­нён­ная дви­га­тель­ная ус­та­нов­ка (ОДУ) обес­пе­чи­ва­ет до­вы­ве­де­ние «Б.» на опор­ную ор­би­ту, вы­пол­не­ние им ме­жор­би­таль­ных пе­ре­хо­дов (кор­рек­ций), точ­ное ма­нев­ри­ро­ва­ние вбли­зи об­слу­жи­вае­мых ор­би­таль­ных ком­плек­сов, ори­ен­та­цию, ста­би­ли­за­цию и тор­мо­же­ние «Б.» для схо­да с ор­би­ты. ОДУ со­сто­ит из двух дви­га­те­лей ор­би­таль­но­го ма­нев­ри­ро­ва­ния, ра­бо­таю­щих на уг­ле­во­до­род­ном го­рю­чем и жид­ком ки­сло­ро­де, и 46 дви­га­те­лей га­зо­ди­на­мич. управ­ле­ния, сгруп­пи­ро­ван­ных в три бло­ка (один но­со­вой и два хво­сто­вых). С внеш­ней сто­ро­ны кор­пу­са на­не­се­но те­п­ло­за­щит­ное по­кры­тие в ви­де 39 тыс. пли­ток на ос­но­ве квар­це­во­го во­лок­на и гиб­ких эле­мен­тов из жа­ро­стой­ких ор­га­нич. во­ло­кон. Бо­лее 50 бор­то­вых сис­тем, вклю­чаю­щих ра­дио­тех­нические, ТВ и те­ле­мет­ричес­кие ком­плек­сы, сис­те­мы жиз­не­обес­пе­че­ния, тер­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния, на­ви­га­ции, энер­го­снаб­же­ния и др., объ­е­ди­не­ны в мно­го­ма­шин­ный бор­то­вой вы­чис­ли­тель­ный ком­плекс с уни­каль­ным по объ­ё­му и слож­но­сти про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, что по­зво­ли­ло реа­ли­зо­вать бо­лее 6000 ко­манд и 3000 ал­го­рит­мов управ­ле­ния бор­то­вы­ми сис­те­ма­ми. «Б.» рас­счи­тан на 100 по­лё­тов и мо­жет функ­цио­ни­ро­вать в пи­ло­ти­руе­мом и ав­то­ма­тическом ре­жи­мах.

Ра­бо­ты по соз­да­нию «Б.» на­ча­лись в 1976. Го­лов­ное пред­при­ятие по соз­да­нию «Б.» – Ра­кет­но-кос­ми­че­ская кор­по­ра­ция «Энер­гия» им. С. П. Ко­ро­лё­ва (раз­ра­бот­ка РН, ОДУ, ком­плек­са бор­то­вых сис­тем и аг­ре­га­тов, про­грам­мы по­лё­та, окон­чательная сбор­ка ко­раб­ля и его ис­пы­та­ния), по соз­да­нию пла­нё­ра – НПО «Мол­ния» (раз­ра­бот­ка средств спус­ка в ат­мо­сфе­ре и по­сад­ки, те­п­ло­вой за­щи­ты).

Рис. 3. Посадка «Бурана».

Пер­вый ис­пы­та­тель­ный бес­пи­лот­ный за­пуск «Б.» со­сто­ял­ся 15.11.1988 с кос­мо­дро­ма «Бай­ко­нур». «Б.» был вы­ве­ден на ор­би­ту с пе­ри­ге­ем 251 км, апо­ге­ем 263 км и на­кло­не­ни­ем 51,6°, с пе­рио­дом об­ра­ще­ния 89,5 мин. За­вер­шив ор­би­таль­ные опе­ра­ции, «Б.» про­вёл пред­посадоч­ные ма­нёв­ры и точ­но вы­шел на по­са­доч­ную по­ло­су (рис. 3). Об­щее вре­мя по­лё­та со­ста­ви­ло 206 мин. Ве­ли­чи­на про­бе­га по по­ло­се 1620 м, при ско­ро­сти встреч­но­го вет­ра 17 м/с. Впер­вые в ми­ро­вой прак­ти­ке бы­ла про­ве­де­на ав­то­ма­тич. по­сад­ка кос­мич. ап­па­ра­та та­ко­го клас­са.

В 1992 из-за рез­ко­го со­кра­ще­ния фи­нан­си­ро­ва­ния кос­мич. от­рас­ли бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о за­кры­тии дан­ной про­грам­мы. К это­му вре­ме­ни был пол­но­стью со­б­ран вто­рой «Б.» (пла­ни­ро­ва­лось осу­ще­ст­вить се­ми­су­точ­ный по­лёт в ав­то­матическом ре­жи­ме, пре­ду­смат­ри­ва­лась сты­ков­ка со стан­ци­ей «Мир» в бес­пи­лот­ном ва­ри­ан­те и от­ра­бот­ка бор­то­во­го ма­ни­пу­ля­то­ра для дос­тав­ки смен­ных на­учных мо­ду­лей) и за­вер­ша­лась сбор­ка третье­го «Б.» – для пи­ло­ти­руе­мо­го по­лё­та.

Лит.: Мно­го­ра­зо­вый ор­би­таль­ный ко­рабль «Бу­ран» / Под ред. Ю. П. Се­ме­но­ва. М., 1995; Ра­кет­но-кос­ми­че­ская кор­по­ра­ция «Энер­гия» име­ни С. П. Ко­ро­ле­ва. [Ко­ро­лев, 1996]; Авиа­ци­он­но-кос­ми­че­ские сис­те­мы. Сб. ст. / Под ред. Г. Е. Ло­зи­но-Ло­зин­ско­го, А. Г. Бра­ту­хи­на. М., 1997.

Вернуться к началу