Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЮНЕ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 264

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БРЮНЕ́ЛЬ (Brunel) Изам­бард Кин­гдом (9.4.1806, Порт­смут – 15.9.1859, Вест­мин­стер), англ. ин­же­нер и ко­раб­ле­строи­тель. Сын М. И. Брю­не­ля. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Кол­ле­же им. Ген­ри­ха IV в Па­ри­же. С 1825 ра­бо­тал под рук. от­ца на строи­тель­ст­ве тон­не­ля под Тем­зой. В 1830–40-х гг. Б. про­ек­ти­ро­вал и стро­ил же­лез­ные до­ро­ги, мос­ты, при­ча­лы, до­ки; в 1833–39 ру­ко­во­дил про­клад­кой же­лез­ной до­ро­ги от Бри­сто­ля до Лон­до­на – «Грейт Вес­терн рей­луэй». Ми­ро­вую из­вест­ность Б. по­лу­чил как соз­да­тель трёх ко­раб­лей, ка­ж­дый из ко­то­рых по­слу­жил ве­хой в раз­ви­тии су­до­строе­ния. В 1835–37 по его про­ек­ту по­стро­ен ко­лёс­ный па­ро­ход «Грейт Вес­терн» – пер­вое круп­ное суд­но, со­вер­шав­шее ре­гу­ляр­ные рей­сы из Бри­сто­ля в Нью-Йорк (как про­дол­же­ние ж. д. «Грейт Вес­терн рей­луэй»). В 1843 в пер­вый рейс вы­шло суд­но «Ве­ли­ко­бри­та­ния» – пер­вый в ми­ре па­ро­ход с же­лез­ным кор­пу­сом и греб­ным вин­том. Вер­ши­на твор­че­ст­ва Б. – ог­ром­ный для то­го вре­ме­ни (дли­на 207,4 м, во­до­из­ме­ще­ние ок. 27 500 т) ко­лёс­но-вин­то­вой па­ро­ход «Грейт Ис­терн» (1858), рас­счи­тан­ный на пе­ре­воз­ку 4000 пас­са­жи­ров. По пря­мо­му на­зна­че­нию ис­поль­зо­вал­ся ма­ло; в 1865–74 слу­жил для про­клад­ки те­ле­граф­ных и те­ле­фон­ных ка­бе­лей по дну Ат­лан­ти­че­ско­го и Ин­дий­ско­го океа­нов.

Вернуться к началу