Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕССТУПЕ́НЧАТАЯ ПЕРЕДА́ЧА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 423-424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. С. Загорский
Бесступенчатая передача: а – с гибким звеном и раздвижными шкивами; б – с жёсткими дисками; n1 и n2  – частоты вращения ведущего и ведомого валов; R и r – радиусы дисков на вед...

БЕССТУПЕ́НЧАТАЯ ПЕРЕДА́ЧА, фрик­ци­он­ный ме­ха­низм, обес­пе­чи­ваю­щий ста­биль­ное вра­ще­ние вы­ход­но­го ва­ла, что дос­ти­га­ет­ся пу­тём по­сте­пен­но­го (бес­сту­пен­ча­то­го) из­ме­не­ния пе­ре­да­точ­но­го чис­ла, т. е. от­но­ше­ния час­то­ты вра­ще­ния ве­ду­ще­го зве­на к час­то­те вра­ще­ния ве­до­мо­го. Б. п. мо­гут вы­пол­нять­ся с гиб­ки­ми ра­бо­чи­ми звень­я­ми (напр., кли­но­вым рем­нём или це­пью), ох­ва­ты­ваю­щи­ми раз­движ­ные шки­вы, при со­при­кос­но­ве­нии с ко­то­ры­ми уси­лие пе­ре­да­ёт­ся за счёт сил тре­ния (рис.), ре­же – с жид­ким пере­даю­щим зве­ном (гид­рав­ли­че­ские). Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны Б. п., в ко­то­рых ре­гу­ли­ро­ва­ние мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся ме­ха­низ­ма­ми, со­стоя­щи­ми из жё­ст­ких звень­ев, – ва­риа­то­ры. В за­ви­си­мо­сти от фор­мы звень­ев та­кие пе­ре­да­чи под­раз­де­ля­ют­ся на дис­ко­вые (ло­бо­вые), ко­нус­ные, ша­ро­вые и др. Б. п. пе­ре­да­ют мощ­но­сти от ни­чтож­но ма­лых до не­сколь­ких де­сят­ков кВт и при срав­ни­тель­но про­стом уст­рой­ст­ве име­ют не­боль­шие га­ба­ри­ты, дос­та­точ­но вы­со­кий кпд и ши­ро­кий диа­па­зон ре­гу­ли­ро­ва­ния (от­но­ше­ние наи­боль­ше­го пе­ре­да­точ­но­го чис­ла к наи­мень­ше­му от 6 до 12). Бес­сту­пен­ча­тое ре­гу­ли­ро­ва­ние ско­ро­сти дви­же­ния по срав­не­нию со сту­пен­ча­тым по­вы­ша­ет про­из­во­ди­тель­ность ма­шин, об­лег­ча­ет вве­де­ние ав­то­ма­ти­за­ции и по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять управ­ле­ние на хо­ду. Б. п. при­ме­ня­ют­ся как в не­боль­ших ме­ха­низ­мах руч­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния (при­бо­ров и из­ме­рит. уст­ройств), так и в при­во­дах тя­жё­лых транс­порт­ных ма­шин, прес­сов, об­ра­ба­ты­ваю­щих стан­ков и т. п.

Вернуться к началу