Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛЕЛЮ́БСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЕЛЕЛЮ́БСКИЙ Ни­ко­лай Апол­ло­но­вич [1(13).3.1845, Харь­ков  4.8.1922, Пет­ро­град], рос. ин­же­нер-про­ек­ти­ров­щик, учёный в об­лас­ти строи­тель­ной ме­ха­ни­ки и мос­то­строе­ния. В 1867 окон­чил С.-Пе­терб. ин-т ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния, с 1873 проф. там же. В те­че­ние не­сколь­ких де­ся­ти­ле­тий воз­глав­лял рус. шко­лу мос­то­строе­ния. По про­ек­там Б. и под его не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­дством воз­ве­де­но бо­лее 50 мос­тов и тон­не­лей, в т. ч. мос­ты че­рез Вол­гу, Днепр, Обь, Бе­лую и др. ре­ки. Мост че­рез Вол­гу у Сыз­ра­ни, по­стро­ен­ный по про­ек­ту Б. в 187580, был в то вре­мя са­мым длин­ным в Ев­ро­пе. При его про­ек­ти­ро­ва­нии Б. пред­ло­жил ме­тод рас­чё­та под­мос­то­вых от­вер­стий (не­об­хо­ди­мых для про­пус­ка вод), по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ми­ре. Б. внёс су­ще­ст­вен­ные улуч­ше­ния в кон­ст­рук­цию ме­тал­лич. про­лёт­ных строе­ний; впер­вые при­ме­нил сво­бод­ное опи­ра­ние по­пе­реч­ных ба­лок на ба­лан­си­ры (мо­дель это­го шар­нир­но­го опи­ра­ния бы­ла удо­стое­на зо­ло­той ме­да­ли на Эдин­бург­ской вы­став­ке в 1890); раз­ра­бо­тал спо­соб бы­ст­рой за­ме­ны де­рев. кон­ст­рук­ций мос­тов на ме­тал­ли­че­ские без пе­ре­ры­ва дви­же­ния. Б. ру­ко­во­дил пер­вой в Рос­сии ла­бо­ра­то­ри­ей по ис­пы­та­нию стро­ит. ма­те­риа­лов; мно­гие из пред­ло­жен­ных им ме­то­дов ис­пы­та­ний во­шли в ме­ж­ду­нар. прак­ти­ку. Про­ве­дя все­сто­рон­ние ис­сле­до­ва­ния, Б. по­ка­зал, что по ря­ду ха­рак­те­ри­стик отеч. це­мен­ты не ус­ту­па­ют англ. порт­ланд­це­мен­ту; в ре­зуль­та­те Рос­сия су­ще­ст­вен­но со­кра­ти­ла им­порт це­мен­та из Ве­ли­ко­бри­та­нии. Под рук. Б. бы­ли раз­ра­бо­та­ны пер­вые в Рос­сии нор­мы и тех­нич. ус­ло­вия для про­ве­де­ния жел.-бе­тон. ра­бот (19051908). «Курс строи­тель­ной ме­ха­ни­ки», опуб­ли­ко­ван­ный им в 1885, был пер­вым пол­ным кур­сом на рус. яз. по этой дис­ци­п­ли­не.

Соч.: Ли­тое же­ле­зо. СПб., 1885; На­пря­же­ния в бал­ках и уси­ле­ние мос­тов. СПб., 1890.

Лит.: Про­кофь­ев И. П. Н. А. Бе­ле­люб­ский // Лю­ди рус­ской нау­ки / Пре­дисл. и вступ. ст. С. И. Ва­ви­ло­ва. М., 1948. Т. 2.

Вернуться к началу