Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАББИ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 618

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Мигунов

БАББИ́Т [по име­ни амер. изо­бре­та­те­ля И. Баб­би­та (I. Babbitt)], ан­ти­фрик­ци­он­ный сплав на ос­но­ве оло­ва или свин­ца, пред­на­зна­чен­ный для за­лив­ки вкла­ды­шей под­шип­ни­ков сколь­же­ния. Осн. ле­ги­рую­щи­ми ком­по­нен­та­ми Б. на ос­но­ве оло­ва яв­ля­ют­ся сурь­ма и медь, на ос­но­ве свин­ца – каль­ций и на­трий; так­же мо­гут со­дер­жать ни­кель, кад­мий, маг­ний и др. ме­тал­лы. Б. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся низ­кой температурой плав­ле­ния (300–440 °C), срав­ни­тель­но не­боль­шой твёр­до­стью и осо­бой ге­те­ро­ген­ной струк­ту­рой, при­даю­щей Б. вы­со­кие ан­ти­фрик­ционные свой­ст­ва. Оло­вян­ные Б., по срав­не­нию со свин­цовы­ми, об­ла­да­ют бо­лее вы­со­ки­ми кор­ро­зи­он­ной стой­костью, из­но­со­устой­чи­востью и те­п­ло­про­вод­ностью, мень­шим ко­эффициентом ли­ней­но­го рас­ши­ре­ния.

Из Б. из­го­тов­ля­ют вкла­ды­ши под­шип­ни­ков: из оло­вян­ных – для па­ро­вых тур­бин, мощ­ных элек­тро­дви­га­те­лей и др.; из свин­цо­вых – для про­кат­ных ста­нов, трак­тор­ных и ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей; из свин­цо­во-каль­цие­вых – для по­движ­но­го со­ста­ва ж.-д. транс­пор­та, гор­но­до­бы­ваю­щих ма­шин и т. п.

Лит. см. при ст. Ан­ти­фрик­ци­он­ные ма­те­риа­лы.

Вернуться к началу