Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЭРОСА́НИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 607

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Махоткин

АЭРОСА́НИ, на­зем­ное транс­порт­ное сред­ст­во для пе­ре­дви­же­ния по сне­гу и льду с по­мо­щью воз­душ­но­го вин­та. Име­ют ку­зов, ус­та­нов­лен­ный на 3 или 4 лы­жах; в кор­мо­вой час­ти рас­по­ла­га­ет­ся дви­га­тель с воз­душ­ным вин­том. Управ­ля­ют­ся но­со­вы­ми по­во­рот­ны­ми лы­жа­ми. Су­ще­ст­ву­ют А.-ам­фи­бии, спо­соб­ные дви­гать­ся как по сне­гу и льду, так и по во­де. Их ку­зов вы­пол­нен в ви­де лод­ки со спец. глис­си­рую­щи­ми об­во­да­ми для улуч­ше­ния про­хо­ди­мо­сти по рых­лому сне­гу и по­вы­ше­ния безо­пас­но­сти при сколь­же­нии по тон­ко­му льду, для пре­одо­ле­ния по­лы­ней, мел­ко­во­дья, за­рос­ших не­су­до­ход­ных во­до­ёмов. Управ­ля­ют­ся А.-ам­фи­бии по­сред­ст­вом вер­ти­каль­но­го опе­ре­ния, ниж­няя часть ко­то­ро­го ра­бо­та­ет в сне­гу или в во­де. Гру­зо­подъ­ём­ность А. и А.-ам­фи­бий дос­ти­га­ет 600 кг, на них ус­та­нав­ли­ва­ют порш­не­вые авиац. дви­га­те­ли мощ­но­стью 200–250 кВт, обес­пе­чи­ваю­щие ско­рость хо­да до 100 км/ч. А. и А.-ам­фи­бии при­ме­ня­ют для пе­ре­воз­ки поч­ты, сроч­ных гру­зов, пас­са­жи­ров, для ве­де­ния спа­сат. опе­ра­ций и в др. це­лях в ус­ло­ви­ях без­до­ро­жья на Се­ве­ре Ев­роп. час­ти РФ и в Си­би­ри.

Пер­вые в Рос­сии А. бы­ли по­строе­ны на моск. фаб­ри­ке «Дукс» (1908) и ав­то­мо­биль­ном за­во­де Все­рос. зем­ско­го сою­за (1915–16). В 1919–32 бы­ло раз­ра­бо­та­но неск. ти­пов А. (АНТ – кон­ст­рук­ции А. Н. Ту­по­ле­ва, АРБЕС – А. А. Ар­хан­гель­ско­го и Б. С. Стеч­ки­на, НРБ – Н. Р. Брил­лин­га и А. С. Ку­зи­на), ко­то­рые про­шли прак­тич. про­вер­ку в ис­пы­тат. про­бе­гах. Луч­шие из них при­ме­ня­лись в нар. хо­зяй­ст­ве и Сов. Ар­мии вплоть до 1940–50-х гг. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли аэ­ро­са­ни АНТ-IV, ко­то­рые вы­пус­ка­лись се­рий­но. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны на воо­ру­же­нии Сов. Ар­мии на­хо­ди­лись транс­порт­но-де­сант­ные аэ­ро­са­ни НКЛ-16 и бое­вые НКЛ-26, спро­ек­ти­ро­ван­ные под рук. Н. М. Ан­д­рее­ва на Моск. глис­сер­ном за­во­де. В 1950–60-х гг. бы­ло на­ча­то серий­ное про­из­вод­ст­во А. «Се­вер-2», КА-30 (КБ Н. И. Ка­мо­ва), А.-ам­фи­бий (КБ А. Н. Ту­по­ле­ва).

В Скан­ди­нав­ских стра­нах, Ка­на­де и на Се­ве­ре США ис­поль­зу­ют т. н. гид­ро­коп­те­ры и аэ­ро­лод­ки, близ­кие по уст­рой­ст­ву и на­зна­че­нию к А.-ам­фи­би­ям; гид­ро­коп­те­ры при­ме­ня­ют в осн. для дви­же­ния по льду, а аэ­ро­лод­ки – на мел­ко­вод­ных во­до­ёмах.

Вернуться к началу