Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЭРОДИНАМИ́ЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 603-604

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АЭРОДИНАМИ́ЧЕСКОЕ СО­ПРО­ТИВ­ЛЕ́­НИЕ (ло­бо­вое со­про­тив­ле­ние), си­ла, с ко­то­рой газ (напр., воз­ду­х) дей­ст­ву­ет на дви­жу­ще­е­ся в нём те­ло; на­прав­ле­на в сто­ро­ну, про­ти­во­по­лож­ную ско­ро­сти, и яв­ля­ет­ся од­ной из со­став­ляю­щих аэ­ро­ди­на­ми­че­ской си­лы. А. с. – ре­зуль­тат не­об­ра­ти­мо­го пе­ре­хо­да час­ти ки­не­тич. энер­гии те­ла в те­п­ло­ту по­сред­ст­вом об­ра­зо­ва­ния вих­рей, удар­ных волн, аэ­ро­ди­на­мич. на­гре­ва по­верх­но­стей. А. с. за­ви­сит от фор­мы и раз­ме­ров те­ла, его ори­ен­та­ции к на­прав­ле­нию дви­же­ния (или к ско­ро­сти на­бе­гаю­ще­го по­то­ка), от ско­ро­сти дви­же­ния, а так­же от свойств и со­стоя­ния сре­ды. А. с. яв­ля­ет­ся од­ной из со­став­ляю­щих пол­ной аэ­ро­ди­на­мич. си­лы, при­ло­жен­ной к по­верх­но­сти дви­жу­ще­го­ся те­ла, и оп­ре­де­ля­ет­ся дав­ле­ни­ем сре­ды, дей­ст­вую­щей на те­ло по нор­ма­ли к его по­верх­но­сти, и тре­ни­ем, воз­ни­каю­щим ме­ж­ду по­верх­но­стью те­ла и об­те­каю­щей его сре­дой. Напр., для А. с. элек­тро­во­зов, ав­то­мо­би­лей, зда­ний оп­ре­де­ляю­щи­ми яв­ля­ют­ся си­лы дав­ле­ния, а для са­мо­лё­тов об­те­кае­мой фор­мы, у ко­то­рых омы­вае­мые воз­ду­хом по­верх­но­сти име­ют зна­чит. пло­щадь, – и си­лы дав­ле­ния, и си­лы тре­ния. Чис­лен­ные зна­че­ния А. с. кон­крет­ных объ­ек­тов про­из­воль­ной фор­мы в осн. оп­ре­де­ля­ют экс­пе­ри­мен­таль­но, ис­сле­дуя объ­ек­ты или их мо­де­ли в аэ­ро­ди­на­мич. тру­бах (с по­сле­дую­щим под­твер­жде­ни­ем ре­зуль­та­тов в на­тур­ных ис­пы­та­ни­ях); тео­ре­тич. рас­чё­ты А. с. вы­пол­ня­ют гл. обр. для тел про­стой фор­мы.

А. с. – од­на из важ­ней­ших аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­стик ЛА и др. дви­жу­щих­ся объ­ек­тов, во мно­гом оп­ре­де­ляю­щая их тех­нич. и экс­плуа­тац. ха­рак­те­ри­сти­ки, в ча­ст­но­сти тре­буе­мую мощ­ность дви­га­те­лей. По­вы­ше­ние А. с. при­во­дит к уве­ли­че­нию энер­ге­тич. по­терь транс­порт­ных средств, со­кра­ще­нию сро­ков ра­бо­ты кос­мич. ап­па­ра­тов и стан­ций на око­ло­зем­ных ор­би­тах, по­вы­ше­нию рас­хо­дов на строи­тель­ст­во ЛЭП, зда­ний и др. со­ору­же­ний, под­вер­гаю­щих­ся вет­ро­во­му воз­дей­ст­вию. Вме­сте с тем А. с. ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся, напр., для тор­мо­же­ния и га­ше­ния ско­ро­сти кос­мич. ап­па­ра­тов при их воз­вра­ще­нии на Зем­лю; на А. с. ос­но­вы­ва­ет­ся прин­цип дей­ст­вия ку­поль­но­го па­ра­шю­та.

Лит.: Ми­ке­лад­зе В. Г., Ти­тов В. М. Ос­нов­ные гео­мет­ри­че­ские и аэ­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки са­мо­лё­тов и ра­кет. М., 1982; Лой­цян­ский Л. Г. Ме­ха­ни­ка жид­ко­сти и га­за. 6-е изд. М., 1987.

Вернуться к началу