Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСЕ́ЕВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 458

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АЛЕКСЕ́ЕВ Алек­сандр Емель­я­но­вич [15(27).11.1891, дер. Со­ро­ки­но Ка­шин­ско­го у. Твер­ской губ. – 16.5.1975, Мо­ск­ва], рос. элек­тро­тех­ник, чл.-корр. АН СССР (1953). С 17 лет ра­бо­тал на за­во­де «Элек­трик» (C.-Пе­тер­бург). Окон­чил Пе­терб. элек­тро­тех­нич. ин-т (1925). В 1932–75 пре­по­да­ва­тель Ле­нингр. ин-та ж.-д. транс­пор­та (с 1936 проф.); с 1953 так­же со­труд­ник Ин-та элек­тро­ме­ха­ники АН СССР. Под рук. А. соз­да­ны пер­вые отеч. гид­ро­ге­не­ра­то­ры для Вол­ховской, Зе­мо-Ав­чаль­ской, Ри­он­ской и Свир­ской ГЭС, круп­ней­шие на тот пе­ри­од вре­ме­ни ге­не­ра­то­ры для Днеп­ров­ской ГЭС, се­рии тур­бо­ге­не­ра­то­ров мощ­но­стью до 50 МВт, опыт­ные об­раз­цы пер­вых отеч. ло­ко­мо­ти­вов с тя­го­вы­ми асин­хрон­ны­ми дви­га­те­ля­ми и час­тот­ным управ­ле­ни­ем, ав­то­ма­тич. рель­со­сва­роч­ная ма­ши­на, имев­шая боль­шое зна­че­ние для вос­ста­нов­ле­ния раз­ру­шен­ных во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны же­лез­ных до­рог. А. при­над­ле­жит идея ис­поль­зо­ва­ния маг­нит­но­го под­ве­са для по­ез­дов мет­ро.

Осн. тру­ды А. по­свя­ще­ны тео­рии и ме­то­дам рас­чё­та элек­трич. ма­шин, их про­ек­ти­ро­ва­нию и кон­ст­руи­ро­ва­нию, во­про­сам элек­трич. тя­ги. Ав­тор ря­да мо­но­гра­фий, в т. ч. пер­во­го в ми­ре учеб­ни­ка «Кон­ст­рук­ция элек­три­че­ских ма­шин», впер­вые из­дан­но­го в 1935 и пе­ре­ве­дённо­го на мн. иностр. язы­ки. Гос. пр. СССР (1949, 1951). На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Тур­бо­ге­не­ра­то­ры. Л.; М., 1939 (совм. с М. П. Кос­тен­ко); Кон­ст­рук­ция элек­три­че­ских ма­шин. Л.; М., 1949; Тя­го­вые элек­три­че­ские ма­ши­ны и пре­об­ра­зо­ва­те­ли. Л., 1967.

Лит.: Дом­бров­ский В. В. А. Е. Алек­се­ев. Л., 1988.

Вернуться к началу