Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОМА́Т ПЕРЕКО́СА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Игнаткин
Схема автомата перекоса кольцевого типа: 1 – лопасть несущего винта; 2 – осевой шарнир; 3 – тяга поворота лопасти; 4 – вращающееся кольцо; 5 – невращающееся кольцо; 6 – кольцо кардана; 7 – ползун; 8 –...

АВТОМА́Т ПЕРЕКО́СА, ме­ха­низм в сис­теме управ­ле­ния не­су­щим вин­том вер­толё­та, поз­во­ляю­щий ре­гу­ли­ровать тя­гу (подъ­ём­ную си­лу) вин­та и из­ме­нять её на­прав­ле­ние, обес­пе­чи­вая управ­ляе­мость вер­то­лё­та. В за­ви­си­мо­сти от кон­струк­ции (при оди­на­ко­вом прин­ци­пе дей­ст­вия) раз­ли­ча­ют А. п. коль­цево­го ти­па, ры­чаж­ные, кри­во­шип­ные, ти­па «па­ук». Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил А. п. коль­це­во­го ти­па, изо­бре­тён­ный Б. Н. Юрь­е­вым в 1911. В та­ком А. п. под втул­кой не­су­ще­го вин­та ус­та­нов­ле­ны два коль­ца, объ­е­ди­нён­ные под­шип­ни­ком ка­че­ния в «та­рел­ку» (рис.). На­руж­ное (вра­щаю­щее­ся) коль­цо «та­рел­ки» со­еди­не­но с ло­па­стя­ми несу­щего вин­та по­сред­ст­вом ры­ча­гов и тяг, ко­то­рые при из­ме­не­нии по­ло­же­ния «та­рел­ки» по­во­ра­чи­ва­ют ло­па­сти во­круг их осей. Внут­рен­нее (нев­ра­щаю­щее­ся) коль­цо пос­ред­ством кар­да­на за­кре­п­ле­но на пол­зу­не, ко­то­рый мож­но пе­ре­ме­щать вдоль ва­ла не­су­ще­го вин­та. Т. о., под­ни­мая (опус­кая) пол­зун, уда­ёт­ся од­но­времен­но оди­на­ко­во из­ме­нять уг­лы ус­та­нов­ки всех ло­па­стей вин­та, т. е. ре­гу­ли­ро­вать подъ­ём­ную си­лу и тя­гу не­су­ще­го вин­та, обес­пе­чи­вая управ­ле­ние вер­то­лё­том по высоте – на­би­рать вы­со­ту, сни­жать­ся, «ви­сеть» в воз­ду­хе. При пе­ре­ко­се «та­рел­ки» (её на­кло­не от­но­си­тель­но ва­ла) в те­че­ние од­но­го обо­ро­та вин­та уг­лы ус­та­нов­ки ло­па­стей бу­дут из­ме­нять­ся цик­ли­чес­ки, по гар­мо­нич. за­ко­ну, уве­ли­чи­ва­ясь на од­ной час­ти дис­ка вра­щаю­ще­го­ся не­су­ще­го вин­та и умень­ша­ясь на про­ти­во­по­лож­ной, что при­во­дит к из­ме­не­нию на­прав­ле­ния век­то­ра подъ­ём­ной си­лы вин­та. Т. о., ме­няя на­клон «та­рел­ки», мож­но управ­лять дви­же­ни­ем вер­толёта – со­вер­шать по­лёт впе­рёд, на­зад, вбок.

Вернуться к началу