Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТО́БУС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 144

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ловцов

АВТО́БУС [от ав­то(мо­биль) и (ом­ни)бус], мно­го­ме­ст­ный ав­то­мо­биль, рас­счи­тан­ный на по­езд­ку 9 и бо­лее пас­са­жи­ров. Ис­то­рич. «пред­ком» совр. А. яв­ля­ет­ся омнибус – об­ществ. транс­порт­ное сред­ст­во для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров по оп­ре­де­лён­ным мар­шру­там. Пер­вый гор. мар­шрут кон­но­го ом­ни­бу­са был ор­га­ни­зо­ван во Фран­ции в 1662. Соб­ст­вен­но А. поя­ви­лись в нач. 20 в. Пер­во­на­чаль­но А. пред­став­лял со­бой шас­си гру­зо­ви­ка с ус­та­нов­лен­ным на нём де­ре­вян­ным кузо­вом. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние А. по­лу­чи­ли к 1914. В Мо­ск­ве ре­гу­ляр­ные ли­нии ав­то­бус­ных пе­ре­во­зок бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны c 1924.

Междугородний автобус Neoplan 116 (Германия).
Автобус ГАЗ-03-30. 1933.

Осн. эле­мент кон­ст­рук­ции А. – пас­сажир­ский ку­зов. В боль­шин­ст­ве А. ку­зов вы­пол­ня­ет­ся не­су­щим, «ва­гон­но­го» ти­па. На его кар­ка­се раз­ме­ща­ют­ся как кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты и уз­лы А., так и крес­ла для пас­са­жи­ров. Cуществуют и бо­лее про­стые и де­шё­вые в про­из-ве мо­де­ли, пред­став­ляю­щие со­бой шас­си гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля со смон­ти­ро­ван­ным на нём ку­зо­вом, обыч­но ка­пот­но­го ти­па. А. под­раз­де­ля­ют на клас­сы (от мик­ро- до сверх­боль­ших), а каж­дый класс, в свою оче­редь, на мо­ди­фи­ка­ции в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния (го­род­ские, ме­ст­но­го со­об­ще­ния, даль­не­го сле­до­ва­ния и др.). Гор. А. име­ют неск. две­рей, низ­ко рас­по­ло­жен­ные под­нож­ки для удоб­ст­ва вхо­да и вы­хо­да пас­са­жи­ров, ши­ро­кий про­ход, про­сто­рные «на­ко­пи­тель­ные» пло­щад­ки око­ло две­рей; мо­гут иметь спец. подъ­ём­ни­ки для ин­ва­лид­ных ко­ля­сок. Для уве­ли­че­ния пас­са­жи­ров­ме­сти­мо­сти А. де­ла­ют со­чле­нён­ны­ми или двух­этаж­ны­ми. А. ме­ст­но­го со­об­ще­ния, кур­си­рую­щие пре­им. в сель­ских рай­онах по до­ро­гам с разл. ка­че­ст­вом по­кры­тия, от­ли­ча­ют­ся от гор. А. по­вы­шен­ной проч­ностью хо­до­вой час­ти, уве­ли­чен­ным до­рож­ным про­све­том, а ино­гда и на­ли­чи­ем пол­но­го при­во­да. А. даль­не­го сле­до­ва­ния (ме­ж­ду­го­род­ние и ту­ри­ст­ские) обо­ру­до­ва­ны мяг­ки­ми си­де­ния­ми с под­го­лов­ни­ка­ми и от­кид­ны­ми спин­ка­ми; в не­ко­то­рых име­ют­ся спаль­ные ме­ста. Такие А. час­то вы­пол­ня­ют­ся по­лу­то­ра- или двух­этаж­ны­ми; под по­лом пас­са­жир­ско­го са­ло­на раз­ме­ща­ют­ся слу­жеб­ные от­се­ки для ба­га­жа, гар­де­роб, хо­лодиль­ник, туа­лет и т. п. Чис­ло пас­са­жир­ских мест в А. со­став­ля­ет от 9–15 в мик­ро­ав­то­бу­сах до 250 в сверх­боль­ших; ско­рость – до 120 км/ч (для А. даль­не­го сле­до­ва­ния). Кон­ст­рук­ция совр. А. обес­пе­чи­ва­ет не­об­хо­ди­мые ком­форт­ные ус­ло­вия как пас­са­жи­рам, так и во­ди­те­лю. При этом боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­зир. сис­те­мам ак­тив­ной и пас­сив­ной безо­пас­но­сти (уси­ли­те­ли ру­ле­во­го управ­ле­ния, ан­ти­бло­ки­ров­ка тор­мо­зов и пр.) и уст­рой­ст­вам под­рес­со­ри­ва­ния для улуч­ше­ния плав­но­сти хо­да.

Лит. см. при ст. Автомобиль.

Вернуться к началу