Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УШУ́

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 159-160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ушу – показательное выступление. Фото S. Brandon / flickr.com

УШУ́, со­би­ра­тель­ное на­зва­ние ки­тай­ских бое­вых ис­кусств. Совр. У. со­сто­ит из разл. приё­мов, за­им­ст­во­ван­ных из не­сколь­ких ста­рин­ных бое­вых ис­кусств. В ос­но­ве ле­жат три гл. ас­пек­та: спор­тив­ное еди­но­бор­ст­во, шоу-пред­став­ле­ние, сво­бод­ный по­еди­нок. Раз­ви­ва­ет­ся с 1950-х гг.; в нач. 21 в. ут­ра­ти­ло бое­вое зна­че­ние и на совр. эта­пе счи­та­ет­ся раз­но­вид­но­стью гим­на­сти­ки. Раз­ли­ча­ют внеш­ние и внут­рен­ние сти­ли У. Пер­вые из них мож­но раз­де­лить на две гл. шко­лы: шао­линь­ское ушу и удан­ское ушу (удан ушу). Ос­но­ву шао­линь­ско­го У. (т. н. внеш­няя шко­ла) со­став­ля­ет чан­цю­ань («стиль длин­но­го ку­ла­ка») – ста­рин­ный тра­диц. стиль цю­ань­фа, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны кра­си­вые, раз­ма­ши­стые дви­же­ния и вы­со­кие прыж­ки. Позд­нее дан­ный стиль У. по­пол­нил­ся прин­ци­пом цзю­цю­ань («стиль пья­но­го»). Су­ще­ст­ву­ет так­же стан­дарт­ная фор­ма У., соз­дан­ная по прин­ци­пу тан­лан­цю­ань («стиль бо­го­мо­ла»); од­ним из пер­вых её раз­ра­бо­тал и пре­по­да­вал Юй Хай (учи­тель У. из пров. Шань­дун). В ос­но­ве др. раз­но­вид­но­стей У. ле­жат «зве­ри­ные» сти­ли уцинь­си. Не­ко­то­рые раз­но­вид­но­сти У. ис­поль­зу­ют приё­мы нань­цю­ань («юж­ный ку­лак»). Внеш­ние сти­ли У. вклю­ча­ют так­же по­ка­за­тель­ные вы­сту­п­ле­ния с ору­жи­ем, напр. с саб­лей, обою­до­ост­рым ме­чом, бое­вой пал­кой, тре­мя бру­ска­ми.

Сре­ди внут­рен­них сти­лей наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны приё­мы тай­цзи­цю­ань, синь­и­цю­ань и ба­гуа­цю­ань. В У. клас­си­че­ский «ян тай­цзи­цю­ань» из­ме­нён и со­кра­щён до «длин­но­го тай­цзи­цю­ань» (88 форм ша­гов), «сред­не­го тай­цзи­цю­ань» (44 фор­мы ша­гов) и «уп­ро­щён­но­го тай­цзи­цю­ань» (24 фор­мы ша­гов). Мас­те­ра У. прак­ти­ку­ют на со­рев­но­ва­ни­ях так­же сво­бод­ный по­еди­нок, ис­поль­зуя при­ё­мы тай­цзи­цю­ань. Од­на из са­мых из­вест­ных тех­ник об­ра­ще­ния с ору­жи­ем, вклю­чён­ная в У., – это тех­ни­ка об­ра­ще­ния с обою­до­ост­рым ме­чом.

Лит.: Линд В. Эн­цик­ло­пе­дия бое­вых ис­кусств. М., 2007.

Вернуться к началу