Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИППОДРО́М

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИППОДРО́М (греч. ‘Ιππόδρομος , от ππος  – ло­шадь и δρόμος – бег, ме­сто для бе­га), ме­сто про­ве­де­ния ис­пы­та­ний ры­си­стых и ска­ко­вых ло­ша­дей и кон­но­спор­тив­ных со­рев­но­ва­ний; уч­ре­ж­де­ние, ор­га­ни­зую­щее эти ис­пы­та­ния и со­рев­но­ва­ния.

Фото В. А. Косарева Здание Центрального московского ипподрома.

И. под­раз­де­ля­ют­ся на 3 ви­да. Ска­ко­вые ип­по­дро­мы – толь­ко для ис­пы­та­ния вер­хо­вых ло­ша­дей; ска­ко­вой круг дол­жен иметь ши­ри­ну 20–30 м и об­щую дли­ну не ме­нее 1600 м с фи­ниш­ной пря­мой не ко­ро­че 400 м. По­кры­тие ска­ко­вой до­рож­ки мо­жет быть пес­ча­ным или тра­вя­ным. Ска­ко­вая до­рож­ка раз­де­ле­на на 500-мет­ро­вые от­рез­ки, вре­мя про­хо­ж­де­ния ко­то­рых во вре­мя скач­ки фик­си­ру­ет­ся су­дей­ской ко­мис­си­ей; жо­кею и тре­не­ру та­кое раз­де­ле­ние по­мо­га­ет гра­мот­но рас­пре­де­лить си­лы ло­ша­ди по ди­стан­ции. Бе­го­вые ип­по­дро­мы – толь­ко для про­ве­де­ния ры­си­стых бе­гов (или бе­гов ино­ход­цев). Для ис­пы­та­ний ры­са­ков обо­ру­ду­ет­ся бе­го­вая до­рож­ка ши­ри­ной 20–25 м и дли­ной не ко­ро­че 800 м с фи­ниш­ной пря­мой от 250 м и бо­лее. По­кры­тие бе­го­вых ип­по­дро­мов бы­ва­ет раз­но­об­раз­ным: гра­нит­ная, шла­ко­вая, ас­бе­сто­вая крош­ка, грунт, раз­ра­бо­та­но так­же все­по­год­ное по­кры­тие, не раз­мо­каю­щее в дожд­ли­вую по­го­ду. Час­то ря­дом с осн. до­рож­кой обо­ру­ду­ет­ся од­на или неск. тре­ни­ро­воч­ных с раз­ны­ми по­кры­тия­ми. Бе­го­вой круг в Рос­сии раз­де­лён, в от­ли­чие от ска­ко­во­го, на 400-мет­ро­вые от­рез­ки, на­зы­вае­мые чет­вер­тя­ми. Зи­мой ис­пы­та­ния ры­са­ков уст­раи­ва­ют­ся на ле­дя­ной до­рож­ке, для че­го ло­ша­дей под­ко­вы­ва­ют осо­бы­ми под­ко­ва­ми с ост­ры­ми ши­па­ми. Ком­би­ни­ро­ван­ные ип­по­дро­мы – для про­ве­де­ния и тех и дру­гих ис­пы­та­ний.

На И., по­ми­мо бе­го­вой и ска­ко­вой коль­це­вой замк­ну­той до­ро­жек (т. н. кру­гов), име­ет­ся зда­ние с три­бу­на­ми для зри­те­лей (вдоль фи­ниш­но­го уча­ст­ка). Внут­ри до­ро­жек рас­по­ла­га­ют­ся пло­щад­ки для разл. кон­но­спор­тив­ных со­рев­но­ва­ний и до­рож­ки с пре­пят­ст­вия­ми для стипль-че­за. Вбли­зи три­бун от­во­дит­ся ого­ро­жен­ное ме­сто для вы­вод­ки и сед­лов­ки ло­ша­дей («пад­док»). При И. обя­за­тель­но дол­жны быть вспо­мо­гат. и хо­зяйств. со­ору­же­ния (кры­тые ма­не­жи, ко­нюш­ни, куз­ни­ца, ве­те­ри­нар­ный ла­за­рет, ка­ран­тин и др.).

И. из­вест­ны с глу­бо­кой древ­но­сти (в Гре­ции и Ри­ме за­дол­го до н. э.). И. древ­них гре­ков и рим­лян пред­став­ля­ли со­бой, как пра­ви­ло, длин­ную пря­мо­уголь­ную пло­щад­ку с од­ним за­круг­лён­ным кон­цом и сте­ной по­се­ре­ди­не, ко­то­рую оги­ба­ли ко­лес­ни­цы во вре­мя со­стя­за­ний. Во­круг пло­щад­ки воз­вы­ша­лись три­бу­ны для зри­те­лей. Круп­ней­ший ан­тич­ный И. в Кон­стан­ти­но­по­ле (203–330) имел слож­ную мно­го­ярус­ную свод­ча­тую кон­ст­рук­цию. В Ри­ме и позд­нее в Ви­зан­тии И. бы­ли цен­тра­ми не толь­ко спор­тив­ной, но и об­ществ. жиз­ни.

В Рос­сии пер­вый И. ор­га­ни­зо­ван в 1826 в г. Ле­бе­дянь Там­бов­ской губ. для ис­пы­та­ний вер­хо­вых ло­ша­дей. В 1834 в свя­зи с ос­но­ва­ни­ем Моск. об-ва лю­би­те­лей кон­ско­го бе­га (пер­вый пре­зи­дент – ге­не­рал-гу­бер­на­тор Мо­ск­вы кн. Д. В. Го­ли­цын) соз­дан И. в Мо­ск­ве на Хо­дын­ском по­ле для ис­пы­та­ний вер­хо­вых и ры­си­стых ло­ша­дей. В 19 в. он пре­тер­пел ряд из­ме­не­ний и ре­кон­ст­рук­ций (1835, 1843, 1848, 1851, 1865–66, 1881, 1891, 1899); в ре­зуль­та­те по­след­ней из них за­кон­че­но строи­тель­ст­во ка­мен­ных три­бун – по вме­сти­тель­но­сти круп­ней­ших в Ев­ро­пе. До 1930 ры­си­стый и ска­ко­вой И. в Мо­ск­ве бы­ли раз­дель­ны­ми; в 1930 осу­ще­ст­в­лён про­ект их слия­ния в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем Бе­ло­рус­ско-Бал­тий­ской ж. д. По­сле по­жа­ра в 1950 бы­ло по­стро­е­но (1951–55, по про­ек­ту арх. И. В. Жол­тов­ско­го) но­вое зда­ние. Совр. на­зва­ние – Центр. моск. ип­по­дром (ЦМИ); име­ет 4 до­рож­ки, од­на для ска­чек – внеш­няя и 3 для бе­гов, рас­по­ло­жен­ные кон­цен­три­че­ски внут­ри пер­вой. Сре­ди др. круп­ных И. Рос­сии – Пя­ти­гор­ский, Тю­мен­ский, Са­мар­ский, Ра­мен­ский, Рос­тов­ский, Ка­зан­ский, Перм­ский.

На боль­шин­ст­ве И. до­рож­ки кру­га ров­ные, ни­ве­ли­ро­ван­ные, лишь на не­ко­то­рых (Вен­сен­ский ип­по­дром под Па­ри­жем; Хоп­пе­гар­тен­ский – в Бер­ли­не; Вар­шав­ский и др.) они име­ют подъ­ё­мы и спус­ки, что ус­лож­ня­ет ис­пы­та­ния.

Мно­гие И. ве­дут н.-и. ра­бо­ту по ко­не­вод­ст­ву. На круп­ных И. име­ют­ся то­та­ли­за­то­ры (бю­ро, при­ни­маю­щие де­неж­ные став­ки на ло­ша­дей и вы­пла­чи­ваю­щие вы­иг­ры­ши за по­бе­див­ших или за­няв­ших при­зо­вые мес­та в скач­ках или бе­гах ло­ша­дей); на ЦМИ то­та­ли­за­тор ра­бо­та­ет с 1877.

И. по­строе­ны во мно­гих стра­нах ми­ра, рас­по­ла­гаю­щих зна­чит. по­го­ловь­ем ска­ко­вых и ры­си­стых ло­ша­дей. Круп­ней­шие совр. И.: ЦМИ (Рос­сия), Лек­синг­тон­ский (США, штат Кен­тук­ки), Нью-мар­кет, Эп­сом­ский (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Вен­сен­ский, Лон­шан (Фран­ция) и мн. др. Ип­по­дром «Ла-Сар­су­эла» в Мад­ри­де (Ис­па­ния) от­ли­ча­ет­ся ори­ги­наль­ной жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ци­ей зда­ния с три­бу­на­ми (на­ча­ло строи­тель­ст­ва в 1935, за­вер­шён в 1941; инж. Э. Тор­ро­ха).

Вернуться к началу