Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНОМИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А.Д.Ковалёв

АНОМИ́Я (греч. ἀνομία – без­за­ко­ние), 1) со­стоя­ние об­ще­ст­ва, ха­рак­те­ри­зуе­мое дез­ор­га­ни­за­ци­ей со­ци­аль­ных норм и ин­сти­ту­тов, не­оп­ре­де­лён­но­стью и не­ста­биль­но­стью ус­ло­вий че­ло­ве­че­ско­го дей­ст­вия, а так­же рас­хо­ж­де­ни­ем ме­ж­ду про­воз­гла­шае­мы­ми об­ще­ст­вом це­ля­ми и дос­туп­но­стью для мас­сы лю­дей за­кон­ных средств их дос­ти­же­ния; 2) свя­зан­ное с об­ще­ст­вен­ным ин­ди­ви­ду­аль­ное пси­хо­ло­гич. со­стоя­ние, ха­рак­те­ри­зуе­мое де­мо­ра­ли­за­ци­ей, ос­лаб­ле­ни­ем свя­зи с об­ще­ст­вом, пе­ре­жи­ва­ни­ем бес­поч­вен­но­сти, от­чу­ж­дён­но­сти от лю­дей, пус­то­ты жиз­ни и т. п., ко­то­рое яв­ля­ет­ся при­чи­ной рас­про­стра­не­ния в об­ще­ст­ве от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния и рос­та са­мо­убийств.

В со­цио­ло­гию тер­мин «А.» ввёл Э. Дюр­к­гейм (1893). Он счи­тал А. ат­ри­бу­том пе­ре­ход­но­го со­стоя­ния ин­ду­ст­ри­аль­но­го со­цио­эко­но­мич. по­ряд­ка, ко­гда рух­ну­ли тра­диц. «ме­ха­нич.» фор­мы мо­раль­но­го ав­то­ри­те­та, при ко­то­рых ка­ж­дый че­ло­век «знал своё ме­сто» в иерар­хии со­ци­аль­ных по­зи­ций и цен­но­стей, а но­вый сво­бод­ный са­мо­управ­ляе­мый по­ря­док дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­но­го мо­раль­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, по­ро­ж­даю­щий «ор­га­ни­че­скую со­ли­дар­ность» ме­ж­ду людь­ми, ещё не ус­та­но­вил­ся окон­ча­тель­но. Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий А. на уров­не со­ци­аль­но-эко­но­мич. жиз­ни в це­лом – за­да­ча го­су­дар­ст­ва, мо­раль­ная ре­гу­ля­ция по­ве­де­ния на уров­не отд. про­фес­сий дос­ти­га­ет­ся раз­ви­ти­ем не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ст­ва проф. ас­со­циа­ций («кор­по­ра­ций» с креп­кой проф. эти­кой). Гл. уси­лия долж­ны на­прав­лять­ся да­же не столь­ко на улуч­ше­ние ма­те­ри­аль­ных ус­ло­вий че­ло­ве­че­ской жиз­ни, сколь­ко на борь­бу с не­ста­биль­но­стью в со­ци­аль­ной жиз­ни как осн. при­чи­ной ано­мич. яв­ле­ний.

Трак­тов­ка А. по­сле Э. Дюрк­гей­ма раз­ви­ва­лась в 2 на­прав­ле­ни­ях: А. вы­сту­па­ла как эк­ви­ва­лент «без­норм­но­сти», мо­раль­ной анар­хии, от­сут­ст­вия мо­раль­ной дис­ци­п­ли­ны и т. п.; А. обо­зна­ча­ла «нор­ма­тив­ную на­пря­жён­ность», «кон­фликт норм» в дан­ной куль­ту­ре, т. е. опи­сы­ва­ла си­туа­цию, где мо­раль­ные цен­но­сти и нор­мы чле­нов груп­пы не со­от­вет­ст­ву­ют воз­мож­но­стям реа­ли­за­ции за­ло­жен­ных в этих цен­но­стях це­лей (напр., не­дос­ти­жи­мость уров­ня жиз­ни, вы­те­каю­ще­го из на­вя­зы­вае­мых об­ще­ст­вом идеа­лов бо­гат­ст­ва и ус­пе­ха). Сто­рон­ни­ки 1-го на­прав­ле­ния скло­нны рас­смат­ри­вать вся­кий кон­фликт и раз­де­ление ин­те­ре­сов ме­ж­ду груп­па­ми как врем. со­стоя­ние не­урав­но­ве­шен­но­сти их функ­ций на пе­ре­ход­ных фа­зах со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, в ко­неч­ном счё­те пре­одо­ли­мое все­об­щим мо­раль­ным со­гла­си­ем, пол­но­цен­ным мо­раль­ным вос­пи­та­ни­ем, со­циа­ли­за­ци­ей и т. п. Сто­рон­ни­ки 2-го на­прав­ле­ния (на­ча­ло ко­то­ро­му по­ло­жил Р. К. Мер­тон) ис­хо­дят из тео­ре­тич. мо­де­ли об­ще­ст­ва как сис­те­мы групп, пре­бы­ваю­щих в по­сто­ян­ном на­пря­же­нии и раз­но­об­раз­ных кон­флик­тах, что слу­жит сти­му­лом со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Это на­прав­ле­ние про­дол­жа­ет др. мысль Э. Дюрк­гей­ма, что А. – это ре­аль­ность, поч­ти «нор­маль­ное со­стоя­ние» вся­ко­го слож­но­го об­ще­ст­ва совр. ти­па, осо­бен­но в пе­рио­ды ра­ди­каль­ных пе­ре­мен.

Лит.: Мер­тон Р. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра и ано­мия // Со­цио­ло­гия пре­ступ­но­сти / Под ред. Б. С. Ни­ки­фо­ро­ва. М., 1966; Дюрк­гейм Э. О раз­де­ле­нии об­ще­ст­вен­но­го тру­да. М., 1996; он же. Са­мо­убий­ст­во. СПб., 1998.

Вернуться к началу