ИДИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД
-
Рубрика: Социология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИДИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД (от идио... и ...графия) (индивидуализирующий метод), комплекс мыслительных приёмов и средств, используемых в методологии социально-гуманитарного познания. Понятие ввели представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт. И. м. рассматривался как логич. альтернатива номотетическому методу. С помощью номотетического («предписывающего законы») или генерализирующего («обобщающего») метода описываются общие, регулярные и повторяющиеся связи между явлениями. Он широко используется в естеств. науках и в некоторых гуманитарных (психология, социология, экономика). Выдвинутый баденской школой И. м. предполагает рассматривать любой объект как нечто уникальное, неповторимое, а не как «экземпляр», «типичный случай, подтверждающий некое общее правило». По мнению Виндельбанда и Риккерта, И. м. столь же научен, как и номотетич. метод; ему может быть дано строгое логич. обоснование. И тот и другой равно пригодны для исследования любых явлений (как природных, так и относящихся к культуре). Но наибольшее распространение И. м. получил в историч. науках о культуре (образцом его применения считались исследования школы Л. фон Ранке, отказавшегося от гегелевского понимания истории, ставившего во главу угла «всеобщее»). Эти науки анализируют индивидуальные конфигурации событий прошлого, используя процедуру «отнесения к ценности», отличаемую от субъективной оценки. В современном гуманитарном знании принципы И. м. получили развитие в методологии разл. дисциплин: биографический метод (история, психология, литературоведение), качественные методы (социология), изучение кросскультурных различий (этнография, культурология) и т. д.