Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОВУА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 632

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Барчунова

БОВУА́Р (Beauvoir) Си­мо­на де (9.1.1908, Па­риж – 14.4.1986, там же), франц. пи­са­тель­ни­ца, фи­ло­соф-эк­зи­стен­циа­лист, эс­се­ист, тео­ре­тик и прак­тик фе­ми­низ­ма. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ла в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле (1928–29) и Сор­бон­не (1926–29). Пре­по­да­ва­ла фи­ло­со­фию в ли­це­ях Мар­се­ля, Руа­на (1931–37) и Па­ри­жа (1938–43). В 1929 по­зна­ко­ми­лась с Ж. П. Сар­тром, сво­бод­ный со­юз с ко­то­рым про­дол­жал­ся прак­ти­че­ски до его смер­ти. Этот со­юз был дра­ма­тич­ным, но на­сы­щен­ным ин­тен­сив­ным твор­че­ским взаи­мо­дей­ст­ви­ем. Вме­сте они в 1945 ос­но­ва­ли, а за­тем из­да­ва­ли ж. «Les Temps Modernes», участ­во­ва­ли в дви­же­нии «Но­вых ле­вых», на­хо­ди­лись в цен­тре по­ли­тич. и фи­лос. дис­кус­сий.

Бовуар от­но­сит­ся к то­му ти­пу ин­тел­лек­туа­лов, ко­то­рые стре­мят­ся к един­ст­ву сво­их фи­лос. идей и творч. прин­ци­пов, с од­ной сто­ро­ны, и по­ступ­ков и об­раза жиз­ни – с дру­гой. Её ху­дож. и пуб­ли­ци­стич. со­чи­не­ния про­ник­ну­ты ду­хом фи­ло­со­фии экзистенциализмa. Под­лин­но­му (сво­бод­но­му) су­ще­ст­во­ва­нию че­ло­ве­ка она про­ти­во­пос­тав­ля­ет не­под­лин­ное бы­тие: для муж­чин – это жизнь «ма­ши­ны для де­ла­ния карь­е­ры» (напр., об­раз Мо­ри­са в по­вес­ти «Слом­лен­ная» – «La Femme rompue», 1968, рус. пер. 1992), для жен­щин – до­маш­нее раб­ст­во в ус­ло­ви­ях об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния. Её ан­ти­ге­рои­ня, жерт­вую­щая сво­ей не­за­ви­си­мо­стью во имя сле­пой при­вя­зан­но­сти, мно­го­ли­ка. Это Эли­за­бет в ро­ма­не «Гос­тья» («L’Invitéе», 1943); Де­низ в ро­ма­не «Чу­жая кровь» («Le Sang des autres», 1945); До­ми­ни­ка в по­вес­ти «Пре­ле­ст­ные кар­тин­ки» («Les Belles images», 1966; рус. пер. 1968). В ро­ма­не «Ман­да­ри­ны» («Les Mandarins», 1954; Гон­ку­ров­ская пр., 1954) объ­ек­том кри­тич. ана­ли­за Б. яв­ля­ет­ся сре­да франц. ин­тел­лек­туа­лов, ко­то­рые пы­та­ют­ся со­вмес­тить по­ли­тич. ак­ти­визм и эли­тар­ность.

Ме­му­ар­ные и ав­то­био­гра­фич. про­из­ве­де­ния Б. так­же под­чи­не­ны её фи­лос. кре­до. За­да­ча пи­са­те­ля, со­глас­но Б., – ана­ли­зи­ро­вать соб­ст­вен­ные по­ступ­ки в си­туа­ци­ях вы­бо­ра и тем са­мым по­мо­гать че­ло­ве­че­ст­ву в ис­кус­ст­ве жиз­ни. От­сю­да де­таль­ность опи­са­ний раз­ных эта­пов её жиз­ни: о дет­ских го­дах и юно­сти в кн. «Вос­по­ми­на­ния бла­го­вос­пи­тан­ной де­ви­цы» («Mémoires d’une jeune fille rangée», 1958, рус. пер. 2004); о пе­рио­де зре­ло­сти – «Си­ла зре­ло­сти» («La Force de l’âge», 1960) и «Си­ла об­стоя­тельств» («La Force de choses», 1963). К это­му цик­лу при­мы­ка­ют: по­ве­ст­во­ва­ние о смер­ти её ма­те­ри – «Очень лёг­кая смерть» («Une Mort très douce», 1964, рус. пер. 1968); за­пи­си о раз­го­ворах с Ж. П. Сар­тром и его по­след­них го­дах «Це­ре­мо­ния про­ща­ния» («La Cérémonie des adieux, suivi de Entretiens avec Jean-Paul Sartre», 1981), а так­же эс­се «Ста­рость» («La Vieillesse», 1970). Осо­бое ме­сто в этом ря­ду за­ни­ма­ют пись­ма Б. к амер. пи­са­те­лю Н. Ол­гре­ну (1909–1981), со­дер­жащие ко­ло­рит­ную кар­ти­ну по­все­днев­ной жиз­ни Ев­ро­пы в 1947–64.

Наи­бо­лее из­вест­ное со­чи­не­ние Б. – фе­ми­ни­ст­ский трак­тат о по­ло­же­нии жен­щин «Вто­рой пол» («Le Deuxième sexe», 1949), пе­ре­ве­дён­ный бо­лее чем на 30 язы­ков ми­ра. В нём Б. раз­ви­ва­ет свой зна­ме­ни­тый те­зис: «Жен­щи­ной не ро­ж­да­ют­ся, ею ста­но­вят­ся», ко­то­рый под­чёр­ки­ва­ет, что че­ло­век фор­ми­ру­ет­ся «под воз­дей­ст­ви­ем всех сто­рон ци­ви­ли­за­ции». На зна­чит. фак­тич. ма­те­риа­ле в кни­ге по­ка­зы­ва­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние сте­рео­тип­но­го пред­став­ле­ния о жен­щи­не как при­род­ном су­ще­ст­ве, пред­на­зна­чен­ном ис­клю­чи­тель­но для про­дол­же­ния ро­да («миф о веч­ной жен­ст­вен­но­сти»), и по­ро­ж­дён­ное этим пред­став­ле­ни­ем от­чу­ж­де­ние жен­щи­ны от об­ще­ст­ва. При этом жен­щи­на вос­при­ни­ма­ет­ся как им­ма­нент­ность, т. е. как су­ще­ст­во, не спо­соб­ное вы­хо­дить за гра­ни­цы соб­ст­вен­но­го «я», в от­ли­чие от муж­чи­ны, ко­то­рый во­пло­ща­ет со­бой транс­цен­дент­ность. Хо­тя дан­ный по­ря­док, за­кре­пив­ший­ся в лит-ре, иск-ве и раз­де­ле­нии тру­да, ка­жет­ся веч­ным, Б. ста­вит за­да­чу его пре­одо­ле­ния. Б. не ог­ра­ни­чи­ва­лась тео­ре­тическим обос­но­ва­ни­ем борь­бы за ра­вен­ст­во по­лов. Бу­ду­чи пре­зи­ден­том Ли­ги за пра­ва жен­щин (с 1974), она ве­ла боль­шую ра­бо­ту в об­лас­ти ре­про­дук­тив­ных прав жен­щин, под­держ­ки жертв до­маш­не­го на­си­лия, вы­сту­па­ла со свои­ми идея­ми в пе­ча­ти.

Соч.: Pour une morale de l’ambiguité. P., 1947; Нуж­но ли сжечь мар­ки­за де Са­да? // Очень лег­кая смерть. М., 1992; Вто­рой пол: В 2 т. / Об­щая ред. и вступ. ст. С. Ай­ва­зо­вой. М.; СПб., 1997; Транс­ат­лан­ти­че­ский ро­ман. Пись­ма к Нель­со­ну Ол­гре­ну. М., 2003.

Лит.: Bair D. S. de Beauvoir: a biography. N. Y., 1990; Пол­то­рац­кая НИ. Боль­шое при­клю­че­ние бла­го­вос­пи­тан­ной де­ви­цы. Кни­ги вос­по­ми­на­ний С. де Бо­ву­ар. СПб., 1992; Фран­цуз­ская ли­те­ра­ту­ра 1945–1990 / Под ред. Н. И. Ба­ла­шо­ва. М., 1995; Vintges K. Philo­sophy as passion: in the thinking of S. de Be­auvoir. Bloomington, 1996; Rétif F. S. S. de Beauvoir: l’autre en miroir. P., 1998; Уол­цер М. Ком­па­ния кри­ти­ков: со­ци­аль­ная кри­ти­ка и по­ли­тиче­ские при­стра­стия ХХ в. М., 1999. Гл. 8; The Cambridge companion to Si­mone de Beauvoir. Camb., 2003.

Вернуться к началу