Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМБИВАЛЕ́НТНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Титаренко, В. Г. Остроглазов

АМБИВАЛЕ́НТНОСТЬ (от лат. ambo – оба и va­len­tia – си­ла), про­ти­во­ре­чи­вая двой­ст­вен­ность, од­но­вре­мен­ное со­су­ще­ст­во­ва­ние в соз­на­нии че­ло­ве­ка про­ти­во­по­лож­ных от­но­ше­ний, чувств, ус­та­но­вок, оце­нок од­но­го и то­го же объ­ек­та, про­яв­ляю­щих­ся в его по­ве­де­нии. Тер­мин вве­дён Э. Блей­ле­ром (1911) как один из клю­че­вых при­зна­ков ши­зоф­ре­нии.

В ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ке А. про­яв­ля­ет­ся двой­ст­вен­но­стью чувств, же­ла­ний и пе­ре­жи­ва­ний, со­су­ще­ст­во­ва­ни­ем в глу­бин­ной струк­ту­ре лич­но­сти про­ти­во­по­лож­ных эмо­цио­наль­ных ус­та­но­вок (напр., люб­ви и не­на­вис­ти к од­но­му и то­му же объ­ек­ту). Од­на из про­ти­во­по­лож­ных ус­та­но­вок при этом вы­тес­ня­ет­ся в под­соз­на­ние, воз­дей­ст­вуя на по­ве­де­ние че­ло­ве­ка. Блей­лер вы­де­лил 3 ви­да А.: эмо­цио­наль­ную – од­но­вре­мен­ное су­ще­ст­во­ва­ние по­зи­тив­ных и не­га­тив­ных чувств к од­но­му че­ло­ве­ку; во­ле­вую – на­ли­чие двой­ст­вен­ных им­пуль­сов, ме­шаю­щих при­ня­тию ре­ше­ния (ам­би­тен­дент­ность); ин­тел­лек­ту­аль­ную – при­вер­жен­ность ин­ди­ви­да иде­ям про­ти­во­по­лож­но­го со­дер­жа­ния. По З. Фрей­ду, че­ло­ве­че­ская пси­хи­ка об­ла­да­ет из­на­чаль­ной двой­ст­вен­но­стью, ко­то­рая обу­слов­ле­на про­ти­во­по­лож­но­стью ин­стинк­та смер­ти (Та­на­то­са) и ин­стинк­та жиз­ни (Эро­са).

В от­ли­чие от А. у здо­ро­вых лю­дей, па­то­ло­гич. А. не пре­одо­ле­ва­ет­ся вы­ра­бот­кой еди­но­го, цель­но­го от­но­ше­ния к объ­ек­ту, а про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­ре­чи­вы­ми и бы­ст­ро ме­няю­щи­ми­ся лич­но­ст­ны­ми ре­ак­ция­ми, не­по­сле­до­ва­тель­но­стью мыш­ле­ния, не­аде­к­ват­ным по­ве­де­ни­ем.

В со­цио­ло­гии А. рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­ци­аль­ное яв­ле­ние, ис­то­ки ко­то­ро­го ле­жат в про­ти­во­ре­чи­во­сти сис­те­мы цен­но­стей че­ло­ве­ка, в не­од­но­знач­но­сти его от­но­ше­ния к се­бе, др. лю­дям, ок­ру­жаю­ще­му ми­ру. Глу­бо­кий ана­лиз А. дан Р. К. Мер­то­ном, ко­то­рый вы­чле­нил неск. со­ци­аль­ных ти­пов А., свя­зан­ных со мно­же­ст­вом функ­ций, вы­пол­няе­мых лич­но­стью, кон­флик­том ме­ж­ду раз­ны­ми ста­ту­са­ми, при­су­щи­ми од­ной и той же лич­но­сти, про­ти­во­ре­чи­во­стью со­ци­аль­ных ро­лей ин­ди­ви­да, од­но­вре­мен­ным на­ли­чи­ем в об­ще­ст­ве цен­но­стей из раз­ных куль­тур, кон­флик­том ме­ж­ду со­ци­аль­ной струк­ту­рой и сис­те­мой куль­тур­ных цен­но­стей, при­сут­ст­ви­ем в лю­бом об­ще­ст­ве лю­дей, при­над­ле­жа­щих од­но­вре­мен­но к неск. куль­ту­рам с разл. цен­но­стя­ми.

Р. К. Мер­тон при­ме­нил ка­те­го­рию «А.» к ана­ли­зу кон­флик­тов норм, при­су­щих нау­ке как со­ци­аль­но­му ин­сти­ту­ту вви­ду ис­ход­ной А. са­мих цен­но­ст­ных об­раз­цов, ко­то­рым сле­ду­ют учё­ные (напр., уни­вер­са­лизм и ие­рар­хия ав­то­ри­те­та).

Лит.: Фрейд З. По ту сто­ро­ну прин­ци­па удо­воль­ст­вия. М., 1925; Mer­ton R. So­ci­ol­ogy of sci­ence. Chi., 1973; Bauman Z. Modernity and ambivalence. Oxf., 1991.

Вернуться к началу