Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ТКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 224

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ВЕ́ТКА, го­род на юго-во­сто­ке Бе­ло­рус­сии, в Го­мель­ской обл., центр Вет­ков­ско­го р-на. Нас. 8,9 тыс. чел. (2006). Расположен на р. Сож.

За­ру­беж­ный центр ста­ро­об­ряд­че­ст­ва кон. 17–19 вв., об­разо­ван­ный в 1670-х гг. рус. пе­ре­се­лен­ца­ми из Ста­ро­ду­бья и центр. об­лас­тей Рос­сии. При­ток ста­ро­об­ряд­цев на В. зна­чи­тель­но уси­лил­ся по­сле из­да­ния в 1685 12 ста­тей ца­рев­ны Со­фьи, на­прав­лен­ных на борь­бу с по­сле­до­ва­те­ля­ми «ста­рой ве­ры». К нач. 18 в. на рас­стоя­нии 50 км во­круг го­ро­да воз­ник­ли 16 сло­бод. Пер­вы­ми ду­хов­ны­ми дея­те­ля­ми на В. бы­ли свя­щен­ни­ки – мо­с­ков­ский Кузь­ма и туль­ский Сте­фан. Строи­тель­ст­во пер­во­го хра­ма свя­за­но с дон­ским ие­ро­мо­на­хом Ио­а­са­фом (при­был сюда в 1689). При пре­ем­ни­ке Ио­а­са­фа рыль­ском ие­ро­мо­на­хе Фео­до­сии (Во­ры­пи­не) В. дос­тиг­ла наи­выс­ше­го рас­цве­та. В 1695 в Ка­лу­ге Фео­до­сий тай­но от­слу­жил ли­тур­гию по ста­ро­му об­ря­ду в за­бро­шен­ной ц. По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и ос­вя­тил За­пас­ные Да­ры; позд­нее вме­сте со сло­бо­жа­на­ми рас­ши­рил вет­ков­ский храм, при ко­то­ром бы­ли уст­рое­ны муж­ская и жен­ская оби­те­ли. В., где дей­ст­во­ва­ла един­ст­вен­ная во всём ми­ре ста­ро­об­рядч. цер­ковь и где бы­ли об­ре­те­ны мо­щи пред­во­ди­телей ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, ста­ла од­ним из гл. цен­тров бег­ло­по­пов­щи­ны (см. Бег­ло­по­пов­цы), сре­до­то­чи­ем ста­ро­об­рядч. по­ле­ми­ки о чи­но­приё­ме пе­ре­хо­дя­щих свя­щен­ни­ков и ми­рян. Ста­ро­об­ряд­цы В. в осн. при­дер­жи­ва­лись при­ё­ма 2-м чи­ном с пе­ре­ма­зы­ва­ни­ем ми­ром 2-й раз, что и да­ло на­зва­ние со­гла­сию – Вет­ков­ское, или Пе­ре­ма­зан­ское, в от­ли­чие от Дья­ко­но­ва со­гла­сия, при­ни­мав­ше­го 3-м чи­ном – по про­кля­тию ере­сей и ис­по­ве­ди у ста­ро­об­рядч. по­па. Вет­ков­цы бы­ли ак­тив­ны­ми про­по­вед­ни­ка­ми и пред­при­ни­ма­те­ля­ми, ис­кус­ны­ми кни­го­пис­ца­ми и ико­но­пис­ца­ми. Ука­за­ми (1733–34) имп. Ан­ны Ива­нов­ны вет­ков­цам бы­ло пред­пи­са­но вер­нуть­ся на мес­та преж­них по­се­ле­ний. Не­вы­пол­не­ние ука­зов при­ве­ло к пер­вой вы­гон­ке (вы­се­ле­нию) Вет­ки (1735): на­сель­ни­ки бы­ли рас­се­ле­ны, изъ­я­то бо­лее 680 книг. Че­рез год вет­ков­цы вер­ну­лись, в 1758 воз­ве­ли ве­ли­че­ст­вен­ный храм; воз­ро­дил­ся и Пок­ров­ский мон., где на­счи­ты­ва­лось бо­лее 1200 на­сель­ни­ков. В 1764 по по­ве­ле­нию имп. Ека­те­ри­ны II со­стоя­лась вто­рая вы­гон­ка: бо­лее 20 тыс. жит. вы­ве­де­но в Рос­сию, гл. обр. в Си­бирь. Ны­не их по­том­ки жи­вут в Бу­ря­тии (но­сят назв. «се­мей­ские За­бай­ка­лья») и на Ал­тае, где их име­ну­ют «по­ля­ка­ми». Во 2-й пол. 18–19 вв. ста­ро­об­ряд­цы про­дол­жа­ли жить на В., но бы­ло­го зна­че­ния этот центр не имел. Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зо­вал­ся Лав­рен­ть­ев мон. (по­сле 1735–1844, не сохр.). В кон. 1920-х гг. вет­ков­ские ста­ро­об­рядч. сло­бо­ды ста­ли вновь мно­го­люд­ны­ми. По­сле ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС (1986) тер­ри­то­рия быв. вет­ков­ских сло­бод ока­за­лась в зо­не за­ра­же­ния, что при­ве­ло к ги­бе­ли мн. па­мят­ни­ков ста­ро­об­рядч. куль­ту­ры. В нач. 21 в. В. ос­та­ёт­ся цент­ром ста­ро­об­ряд­че­ст­ва; ра­бо­та­ет Му­зей нар. твор­че­ст­ва (1987), соз­дан­ный уси­лия­ми Ф. Г. Шкля­ро­ва (1925–88), с со­б­ра­ни­ем пре­им. па­мят­ни­ков ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры ста­ро­об­ряд­цев.

В го­ро­де име­ют­ся пред­прия­тия лёг­кой и пи­ще­вой пром-сти.

Вернуться к началу