Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАПТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 20

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БАПТИ́ЗМ (от греч. βαπτίζω – по­гру­жать в во­ду, кре­стить во­дой), од­но из наи­более круп­ных по чис­лен­но­сти по­сле­до­ва­те­лей те­че­ний в про­тес­тан­тиз­ме (бо­лее 80 млн. чел., 2004; бo льшая часть про­жи­ва­ет в США).

Основа вероучения бап­ти­стов – «Семь ос­нов­ных прин­ци­пов ве­ры», ко­то­рые бы­ли приняты на 1-м Все­мир­ном конг­рес­се бап­тис­тов в 1905. Глав­ные из них: Свя­щен­ное Пи­са­ние яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным ав­то­ри­те­том в де­лах ве­ры и прак­ти­че­ской жиз­ни; Цер­ковь долж­на со­сто­ять толь­ко из лю­дей, кре­щён­ных «по ве­ре» (кре­ще­ние со­вер­ша­ет­ся по во­ле са­мо­го че­ло­ве­ка и толь­ко то­гда, ко­гда он по­чув­ст­ву­ет, что го­тов его при­нять); все чле­ны об­щи­ны рав­но­прав­ны, все­об­щее свя­щен­ст­во; цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ст­ва. Обыч­но в бап­ти­ст­ских церк­вах при­ча­ще­ние со­вер­ша­ет­ся раз в ме­сяц (в 1-е вос­кре­се­нье) и на­зы­ва­ет­ся хле­бо­пре­лом­лени­ем. Кре­ще­ние и при­ча­ще­ние в Б. яв­ля­ют­ся не та­ин­ст­ва­ми, а об­ря­да­ми. Бап­ти­ст­ское бо­го­слу­же­ние обыч­но не но­сит ли­тур­гич. ха­рак­те­ра, осн. вни­ма­ние на мо­лит­вен­ных со­б­ра­ни­ях уде­ля­ет­ся про­по­ве­ди и чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Тра­диц. уб­ран­ст­во бап­ти­ст­ских мо­лит­вен­ных до­мов очень про­стое. В их «ау­ди­то­ри­ях» (за­лах) на­хо­дят­ся, как пра­ви­ло, лишь ка­фед­ры для про­по­ве­ди и чте­ния Еван­ге­лия. Од­на­ко в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия та­кая тра­ди­ция пре­тер­пе­ла оп­ре­де­лён­ные из­ме­не­ния: сей­час в не­ко­то­рых бап­ти­ст­ских мо­лит­вен­ных до­мах мож­но уви­деть ал­та­ри, на­стен­ные рос­пи­си, вит­ра­жи.

В бап­ти­ст­ских церк­вах не су­ще­ст­ву­ет чёт­кой гра­ни ме­ж­ду свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и ми­ря­на­ми. В по­мощь пас­то­рам из чис­ла чле­нов об­щи­ны на­зна­ча­ют­ся диа­ко­ны. Ка­ж­дая об­щи­на са­мо­стоя­тель­но при­ни­ма­ет ре­ше­ние о воз­мож­но­сти до­пу­ще­ния жен­щин к ис­пол­не­нию обя­зан­но­стей свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бап­тист­ским церк­вам свой­ст­вен­но кон­гре­га­ци­он­ное уст­рой­ст­во, при ко­то­ром ка­ж­дая цер­ков­ная об­щи­на яв­ля­ет­ся не­за­ви­си­мой. Об­щи­ны всту­па­ют так­же в различные объ­еди­не­ния (кон­вен­ции, ас­со­циа­ции, со­об­ще­ст­ва и т. п.) в рам­ках шта­та, об­ла­с­ти, ре­гио­на, стра­ны или груп­пы стран.

История баптизма

История баптизма берёт начало в Анг­лии в первые годы 17 в. Ос­но­ва­те­лем Б. счи­та­ют Дж. Сми­та, ко­то­рый в 1606 примк­нул сна­ча­ла к пу­ри­та­нам, за­тем к лин­кольн­шир­ским се­па­ра­ти­стам-брау­ни­стам, стре­мив­шим­ся от­де­лить­ся от Анг­ли­кан­ской церк­ви. В 1606 или 1607 Смит вме­сте со свои­ми сто­рон­ни­ка­ми, вклю­чая Т. Хел­ви­са (ок. 1550 – ок. 1616), был вы­ну­ж­ден бе­жать в Ам­стер­дам, спа­са­ясь от ре­лиг. пре­сле­до­ва­ний. В Ам­стер­да­ме под влия­ни­ем голл. мен­но­ни­тов Смит стал сто­рон­ни­ком ар­ми­ни­ан­ст­ва (уче­ния об ис­ку­п­ле­нии Хри­стом Сво­ей кре­ст­ной смер­тью всех лю­дей) и про­тив­ни­ком кре­ще­ния мла­ден­цев. Он ут­вер­ждал, что все ус­та­нов­ле­ния Хри­ста бы­ли уте­ря­ны людь­ми, и они долж­ны их вос­ста­но­вить; объ­е­ди­нив­шись, 2 или 3 че­ло­ве­ка мо­гут соз­дать об­щи­ну (цер­ковь) и кре­стить се­бя са­ми, од­на­ко это­му долж­ны пред­ше­ст­во­вать по­кая­ние и ве­ра, че­го нет ни в церк­ви Анг­лии, ни у пу­ри­тан. В 1609 Смит кре­стил са­мо­го се­бя и 36 сво­их сто­рон­ни­ков, за что по­лу­чил про­зви­ще «са­мо­кре­ще­нец». Вме­сте со свои­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми он соз­дал в Ам­стер­да­ме пер­вую бап­ти­ст­скую об­щи­ну. Не­смот­ря на то что вско­ре по­сле смер­ти Сми­та (1612) об­щи­на рас­па­лась, Б. не пре­кра­тил сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. В 1611 Хел­вис вме­сте со свои­ми по­сле­до­ва­те­лями воз­вра­тил­ся в Лон­дон и соз­дал там бап­ти­ст­скую об­щи­ну.

Баптизм в Европе

По­сле­до­ва­те­ли Сми­та и Хел­ви­са в Ни­дер­лан­дах и Анг­лии впо­след­ст­вии ста­ли на­зы­вать­ся об­щи­ми (ге­не­раль­ны­ми) бап­ти­ста­ми. Они при­дер­жи­ва­лись ар­ми­ни­ан­ско­го взгля­да на ис­ку­пи­тель­ную жерт­ву Хри­ста. В сво­ём пер­вом ис­по­ве­да­нии, из­дан­ном в 1660, об­щие бап­ти­сты при­зна­ли обя­затель­ность со­вер­ше­ния кре­ще­ния толь­ко по­гру­же­ни­ем в во­ду. В 17–18 вв. в Анг­лии сре­ди об­щих бап­ти­стов по­лу­чи­ли так­же рас­про­стра­не­ние уче­ния ан­ти­три­ни­та­ри­ев и уни­та­ри­ев; к сер. 18 в. мно­гие из об­щих бап­ти­стов ста­ли уни­та­рия­ми.

Бoльшая часть совр. бап­ти­стов име­ну­ют се­бя ча­ст­ны­ми, или пар­ти­ку­ляр­ны­ми; ве­дут своё про­ис­хо­ж­де­ние от дис­сен­те­ров (ин­де­пен­ден­тов) – по­сле­до­ва­те­лей уче­ния Ж. Каль­ви­на, вы­дви­нув­ших идею Церк­ви, со­б­ран­ной Ду­хом Бо­жи­им, а не отд. че­ло­ве­ком или го­судар­ст­вом. Так, тот, кто осоз­на­ёт се­бя ис­тин­ным хри­стиа­ни­ном, дол­жен со­ста­вить вме­сте со свои­ми брать­я­ми в ве­ре осо­бую Цер­ковь, не ог­ра­ни­чен­ную гео­гра­фич. или адм. рам­ка­ми (при­хо­да­ми и т. п.). Ча­ст­ные бап­ти­сты по­ла­га­ют, что ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Ии­су­са Хри­ста ка­са­ет­ся лишь лю­дей, от веч­но­сти пред­опре­де­лён­ных к спа­се­нию. Пер­вые об­щи­ны ча­ст­ных бап­ти­стов поя­ви­лись в Анг­лии в кон. 1630-х гг. В 1644 англ. ча­ст­ные бап­ти­сты при­зна­ли в «Пер­вом Лон­дон­ском ис­по­ве­да­нии» ве­ры (под­пи­са­но 7 об­щи­на­ми), что ис­тин­ным мо­жет быть толь­ко кре­ще­ние по­гру­же­ни­ем, а не об­ли­ва­ни­ем или ок­ро­п­ле­ни­ем во­дой. Ко­ли­че­ст­во ча­ст­ных бап­ти­стов в Анг­лии рос­ло до­воль­но мед­лен­но, т. к. они не за­ни­ма­лись мис­сио­нер­ской ра­ботой, ве­ря в спа­се­ние толь­ко из­бран­ных. В сер. 18 в. си­туа­ция ме­ня­ет­ся: под влия­ни­ем ме­то­диз­ма в об­щи­нах англ. ча­ст­ных бап­ти­стов воз­рас­та­ет ин­те­рес к мис­сио­нер­ской ра­бо­те. В 1792 бы­ло ос­но­ва­но Англ. бап­ти­ст­ское мис­сио­нер­ское об-во, по­ло­жив­шее на­ча­ло совр. мис­сио­нер­ско­му дви­же­нию в анг­лоя­зыч­ных стра­нах. В 1813 ча­ст­ные (пар­ти­ку­ляр­ные) бап­ти­сты соз­да­ли Бап­ти­ст­ский со­юз Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ир­лан­дии; в 1891 к не­му при­сое­ди­ни­лась часть англ. об­щих бап­ти­стов. Ча­ст­ные бап­ти­сты, ко­то­рые по­сле про­изо­шед­ше­го объ­е­ди­не­ния ос­та­лись вер­ны стро­го­му каль­ви­низ­му, по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «стро­гие бап­ти­сты» и об­ра­зо­ва­ли 3 ре­гио­наль­ные ас­со­циа­ции. Впо­след­ст­вии вме­сте с не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми об­щи­на­ми они сфор­ми­ро­ва­ли ас­самб­лею «Бла­го­дать» (1976).

Баптизм в США

В 1636 англ. ин­депен­дент Род­жер Уиль­ямс ку­пил зем­лю у ин­дей­цев и ос­но­вал на ней ко­ло­нию Прóвиденс (ны­не адм. центр шта­та Род-Ай­ленд); в 1639 он кре­стил се­бя и ещё ок. 10 чел. и ос­но­вал пер­вую бап­тист­скую об­щи­ну на амер. зем­ле. В 1707 пять церк­вей в ко­ло­ни­ях Нью-Джер­си, Пен­силь­ва­нии и Де­ла­вэ­ра соз­да­ли Фи­ла­дель­фий­скую бап­ти­ст­скую ас­со­циа­цию, ко­то­рая на­ча­ла про­во­дить мис­сио­нер­скую ра­бо­ту, спо­соб­ст­во­вав­шую рас­про­стра­не­нию Б. во всех ко­ло­ни­ях. В 1751 при уча­стии Фи­ла­дель­фий­ской ас­со­циа­ции бы­ла соз­да­на ас­со­циа­ция в Чар­л­сто­не (штат Юж. Ка­ро­ли­на). Эти ас­со­циа­ции по­ло­жи­ли на­ча­ло рас­про­стра­не­нию пар­ти­ку­ляр­ных бап­ти­стов в США. Де­мо­кра­тич­ность бап­ти­ст­ских об­щин, стро­гость дис­ци­п­ли­ны, а так­же ак­тив­ное мис­сио­нер­ст­во обес­печи­ли бы­ст­рый рост чис­ла их чле­нов. В 18–19 вв. внут­ри Б. воз­ник­ли так­же но­вые те­че­ния: бап­ти­сты сво­бод­ной во­ли, еван­гель­ские хри­стиа­не и др. Амер. бап­ти­сты сыг­ра­ли гл. роль в ор­га­ни­за­ции Все­мир­но­го сою­за бап­ти­стов (1905), объ­е­ди­нив­ше­го ок. 7 млн. ч. е. н. в.

Баптизм в России

В сер. 19 в. пред­ста­ви­те­ли Фи­ла­дельфий­ской баптист­ской ас­со­циа­ции ве­ли про­по­ведь в Гер­ма­нии и со­сед­них стра­нах, а с 1860-х гг., как два са­мо­стоят. те­че­ния, бап­ти­сты и еван­гель­ские хри­стиа­не по­я­ви­лись в Рос­сии. Пер­вые об­щи­ны бап­ти­стов воз­ник­ли на юге Рос. им­пе­рии (Тав­ри­че­ская, Хер­сон­ская, Ки­ев­ская, Ека­те­ри­но­слав­ская, Бес­са­раб­ская гу­бер­нии, а так­же Ку­бань, Дон и За­кав­ка­зье), об­щи­ны еван­гель­ских хри­сти­ан – на се­ве­ре. В 1874 под влия­ни­ем мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти анг­ли­ча­ни­на лор­да Г. В. Ред­сто­ка воз­ник­ли груп­пы еван­гель­ских хри­сти­ан сре­ди пе­терб. зна­ти (пер­вы­ми рос. по­сле­до­ва­те­ля­ми еван­ге­лиз­ма ста­ли гр. А. П. Боб­рин­ский, кн. В. Ф. Га­га­ри­на и др.). По­сле вы­ну­ж­ден­но­го вы­ез­да Ред­сто­ка из Рос­сии про­по­ведь про­дол­жил В. А. Паш­ков, став­ший ру­ко­во­ди­те­лем об­щи­ны еван­гель­ских хри­сти­ан в С.-Пе­тер­бур­ге. Еван­гель­ские хри­стиа­не раз­вер­ну­ли ак­тив­ную мис­сио­нер­скую дея­тель­ность в сто­ли­це, а так­же в др. го­ро­дах: в Мо­ск­ве, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ту­ле. Для рас­про­стра­не­ния идей еван­ге­лиз­ма сре­ди ра­бо­чих в 1875–86 из­да­вал­ся ж. «Рус­ский ра­бо­чий». В 1884 со­сто­ял­ся пер­вый съезд рус. бап­ти­стов в с. Но­во­ва­силь­ев­ка Тав­ри­че­ской губ. Съезд про­воз­гла­сил соз­да­ние Сою­за рус. бап­ти­стов Юж. Рос­сии и Кав­ка­за. В 1880–90-х гг. Б. рас­про­стра­нил­ся во всех гу­бер­ни­ях Рос­сии. В этот пе­ри­од ве­ро­уче­ние се­вер­но­го и юж­но­го те­че­ний на­чи­на­ет оформ­лять­ся бо­лее чёт­ко, и в ре­зуль­та­те еван­гель­ские хри­стиа­не и бап­ти­сты всё боль­ше осоз­на­ют се­бя разл. на­прав­ле­ния­ми, хо­тя и очень близ­ки­ми друг дру­гу по ду­ху. Не­смот­ря на ак­тив­ное про­ти­во­дей­ст­вие РПЦ и по­ли­цей­ские ре­прес­сии, к 1912 в Рос­сии на­счи­ты­ва­лось ок. 120 тыс. ча­ст­ных (пар­ти­ку­ляр­ных) бап­ти­стов и 30 тыс. еван­гель­ских хри­сти­ан, при­няв­ших ве­ро­уче­ние об­щих (ге­не­раль­ных) бап­ти­стов.

Мн. бап­ти­ст­ские ли­де­ры при­вет­ст­во­ва­ли кру­ше­ние рос. мо­нар­хии, в пер­вые 12 лет сов. вла­сти чис­лен­ность бап­ти­ст­ских и еван­гель­ских об­щин рос­ла (в го­ды НЭПа – св. 500 тыс. чел.). В кон. 1920-х гг. в ре­зуль­та­те ре­прес­сий бап­ти­ст­ские и еван­гель­ские об­щи­ны бы­ли рас­пу­ще­ны, мно­гие их чле­ны под­верг­лись аре­стам и вы­сыл­ке в Си­бирь и Ср. Азию.

В 1944, с учё­том пат­рио­тич. по­зи­ции рос. бап­ти­стов в го­ды Вел. Отеч. вой­ны, пра­ви­тель­ст­вом СССР бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об объ­е­ди­не­нии всех имею­щих­ся в стра­не про­тес­тант­ских тол­ков в ле­галь­ную и ло­яль­ную вла­сти ор­га­низа­цию. Был соз­дан Все­со­юз­ный со­юз еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов (ВСЕ­ХиБ; с 1946 – ВСЕХБ). Объ­е­ди­не­ние по­зво­ли­ло уре­гу­ли­ро­вать ве­ро­учи­тель­ные раз­но­гла­сия ме­ж­ду бап­ти­ста­ми и еван­гель­ски­ми хри­стиа­на­ми. В 1950–60-х гг. к Сою­зу вы­ну­ж­де­ны бы­ли при­сое­ди­нить­ся др. бап­ти­ст­ские и еван­гель­ские те­че­ния: хри­стиа­не ве­ры еван­гель­ской – пя­ти­де­сят­ни­ки, хри­стиа­не-дар­би­сты, брат­ские мен­но­ни­ты и др. Ис­кус­ст­вен­ность та­ко­го объ­е­ди­не­ния вско­ре про­яви­лась во внутр. тре­ни­ях и про­ти­во­ре­чи­ях. В 1965 часть об­щин по­ки­ну­ла ВСЕХБ и соз­да­ла не­за­ви­си­мый Со­вет Церк­вей еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (СЦЕХБ), ко­то­рый вы­шел из под­по­лья толь­ко в кон. 1980-х гг.

По­сле рас­па­да СССР, в 1992 вме­сто ВСЕХБ бы­ла соз­да­на Ев­ро-Ази­ат­ская фе­де­ра­ция Сою­зов еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (ЕХБ), ко­то­рая ко­ор­ди­ни­ру­ет дея­тель­ность всех Сою­зов ЕХБ в рес­пуб­ли­ках СНГ. Рос. об­щи­ны (церк­ви) еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов в разл. ре­гио­нах стра­ны объ­е­ди­не­ны в Со­юз Церк­вей ЕХБ Рос­сии (ок. 100 тыс. чле­нов в бо­лее чем 1400 об­щи­нах). Од­но­вре­мен­но на ав­то­ном­ных на­ча­лах су­ще­ст­ву­ет Со­вет Церк­вей еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (СЦЕХБ), от­ка­зав­ший­ся в кон. 1980-х гг. от вос­со­еди­не­ния с ВСЕХБ. На тер­ри­то­рии РФ на­счи­ты­ва­ет­ся 230 об­щин СЦЕХБ, ко­то­рые объ­е­ди­ня­ют ок. 10 тыс. чле­нов. Ещё 170 об­щин име­ет­ся в др. рес­пуб­ликах СНГ. В по­след­ние го­ды чис­лен­ность рос. бап­ти­стов по­сте­пен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

Лит.: Nuttall G. F. Visible saints: the Congregational way, 1640–1660. Oxf., 1957; Tor­bet R. A History of the Baptists. L., 1966; Bourdeaux M. Religious ferment in Russia: Protestant opposition to Soviet religious poli­cy. L., 1968; Tolmie M. The triumph of the saints: The separate churches of London, 1616–1649. Camb., 1977; Watts M. The Dissenters. Oxf., 1978; The English Baptists of the XVII century. L., 1983; Brown R. The English Baptists of the XVIII century. L., 1986; Ис­то­рия еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов в СССР. М., 1989; Waldron S. E. Baptist roots in Ame­rica. Boonton, 1991; Ис­то­рия бап­тиз­ма. Од., 1996; Мит­ро­хин Л. Н. Бап­тизм – ис­то­рия и со­вре­мен­ность: Фи­ло­соф­ско-со­цио­ло­ги­че­ские очер­ки. СПб., 1997.

Вернуться к началу