Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИ́ХРИСТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 64-65

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И.Л. Бусева-Давыдова (иконография)

АНТИ́ХРИСТ (греч. ὁ ἀντίχριστος – букв. «про­ти­во-» или «вме­сто-» Хри­ста), в Свя­щен­ном Пи­са­нии име­но­ва­ние вся­ко­го от­ри­ца­юще­го то, что Иисус есть Хри­стос, обе­то­ван­ный Бо­гом Мес­сия, при­шед­ший во пло­ти, а так­же вся­ко­го от­вер­га­юще­го его Бо­го­сы­нов­ство (1 Ин. 2:22; 4:3; 2 Ин. 1:7). В ко­неч­ном эс­ха­то­ло­гич. зна­че­нии А. – са­мый страш­ный и же­сто­кий враг Хри­ста, ко­то­рый явит­ся на зем­ле в по­след­ние вре­ме­на как впол­не оп­ре­де­лённая лич­ность и бу­дет стре­мить­ся к раз­ру­ше­нию де­ла Хри­ста, в то же вре­мя вы­да­вая се­бя за Не­го. Уче­ние об А. как о впол­не оп­ре­де­лён­ной лич­но­сти не до­пу­ска­ет про­из­воль­ной ин­тер­пре­та­ции. Так, не со­от­вет­ству­ет пря­мо­му смыс­лу Свя­щен­но­го Пи­са­ния мне­ние, что под А. сле­ду­ет по­ни­мать без­лич­ное на­ча­ло зла, ко­то­рое, уси­ли­ва­ясь, при­об­ре­тёт ог­ром­ное вли­яние в кон­це вре­мён и ко­то­рое бу­дет унич­то­же­но от­кро­ве­ни­ем Цар­ства Сла­вы. Тем бо­лее не­до­пу­сти­ма «ис­то­ри­чес­кая» трак­тов­ка про­ро­честв об А. как по­вест­во­ва­ний о кон­крет­ных ис­то­рич. лич­но­стях (Не­рон, Ка­ли­гу­ла и т. п.).

Соб­ст­вен­ное имя А. не от­кры­то и не­из­вест­но. В От­кро­ве­нии ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва ука­за­но толь­ко чис­ло име­ни зве­ря, т. е. А., – 666 (13:18). По­сколь­ку бу­к­вы греч. ал­фа­ви­та обо­зна­ча­ют так­же и чис­ла, свя­тые от­цы Церк­ви, Ири­ней Ли­он­ский (Ad­ver­sus hae­re­ses. V 30. 3), Ип­по­лит Рим­ский (Dem­on­stra­tio de Christo et An­ti­christo. L) и др., по­ла­га­ли, что имя А. бу­дет со­сто­ять из та­ких букв, сум­ма чи­сел ко­то­рых бу­дет рав­на 666. Ап. Па­вел опи­сы­ва­ет А. как «че­лове­ка гре­ха», «че­ло­ве­ка без­за­ко­ния», «сы­на по­ги­бе­ли», «без­за­кон­ни­ка»: «в хра­ме Бо­жи­ем ся­дет он, как Бог, вы­да­вая се­бя за Бо­га» (2 Фес. 2:4). А. при­дёт во вре­мя, пре­дус­та­нов­лен­ное Бо­гом, это про­изой­дёт не­по­сред­ст­вен­но пе­ред Вто­рым при­ше­ст­ви­ем Ии­су­са Хри­ста, Ко­то­рый его «ис­тре­бит яв­ле­ни­ем при­ше­ст­вия Сво­его» (2 Фес. 2:8; срав­ни: 1:7–10). По­сколь­ку ни­кто не зна­ет, ко­гда при­дёт Ии­сус Хри­стос и на­сту­пит кон­чи­на ми­ра, то не­из­вест­но так­же и вре­мя при­ше­ст­вия А. Но до при­хо­да А. бу­дут по­яв­лять­ся «лже­хри­сты», со­блаз­няю­щие лю­дей в от­ступ­ни­че­ст­во от Бо­га (Мф. 24:24; Мк. 13:5–7, 21–22). От­кро­ве­ние ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва ри­су­ет эс­ха­то­ло­ги­че­скую кар­ти­ну, пред­став­ляя двух сим­во­ли­че­ских чу­до­вищ­ных зве­рей. Пер­вый ху­лит Бо­га, за­став­ля­ет по­кло­нять­ся се­бе и пре­сле­ду­ет ис­тин­ных ве­рую­щих (13:1–10). Вто­рой со­вер­ша­ет лож­ные чу­де­са и со­блаз­ня­ет лю­дей, что­бы при­вес­ти их к по­кло­нению пер­во­му зве­рю (13:1–17). В кни­ге про­ро­ка Да­нии­ла и в От­кро­ве­нии ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва А. изо­бра­жа­ет­ся как мо­гу­ще­ст­вен­ный и су­ровый за­вое­ва­тель, ко­то­рый бу­дет ве­с­ти вой­ны со мно­ги­ми ца­ря­ми и по­бе­дит их, он жес­то­ко по­ка­ра­ет не­по­кор­ных ему (Дан. 7:19–25; 11). О при­ше­ст­вии А. лю­ди бу­дут пре­ду­пре­ж­де­ны дву­мя сви­де­те­ля­ми – про­ро­ка­ми Или­ей (Мал. 4:5–6; срав­ни: Mф. 11:14; 17:10–11; па­рал­лель­ные) и Ено­хом (по пре­да­нию, ос­но­ван­но­му на Иуд. 14); по­слан­ные Бо­гом, они бу­дут про­ро­че­ст­во­вать 1260 дней и по окон­ча­нии сви­де­тель­ст­ва уби­ты А. (Откр. 11:3–8). Но как ни ве­ли­ки бу­дут си­ла и власть А. и как ни жес­то­ка бу­дет брань его про­тив Церк­ви, «вра­та ада не одо­ле­ют её» (Mф. 16:18).

Пра­во­слав­ное и ка­то­ли­че­ское бо­го­сло­вие со­хра­ня­ют пред­став­ле­ние, ос­но­ван­ное на биб­лей­ской тра­ди­ции и тол­ко­ва­ни­ях от­цов Церк­ви об ожи­дае­мом гря­ду­щем А. и о его пред­те­чах. В совр. про­тес­тант­ской тео­ло­гии он ча­ще все­го ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ан­ти­хри­сти­ан­ским дви­же­ни­ем во­об­ще.

Иконография

Антихрист с дьяволом. Фрагмент фрески Л. Синьорелли из цикла «Страшный суд». 1499–1505. Собор в Орвието.

Изо­бра­же­ния А. встре­ча­ют­ся с 10 в. (гл. обр. в ил­лю­ст­ра­ци­ях к От­кро­ве­нию ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва и к тол­ко­ва­ни­ям на не­го). Он пред­ста­ёт ли­бо как фан­та­стич. зверь (де­та­ли за­им­ст­во­ва­лись из апо­ка­лип­тич. опи­са­ний «дра­ко­на» и двух «зве­рей»), ли­бо в че­ло­ве­че­ском об­ли­ке (т. н. Бам­берг­ский Апо­ка­лип­сис, ок. 1020, и др.). С кон. 12 в. по­яв­ля­ет­ся апок­ри­фич. цикл «Жизнь А.», вклю­чаю­щий его ро­ж­де­ние, убий­ст­во пра­вед­ни­ков Илии и Ено­ха, лож­ные чу­де­са, по­бе­ду ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла над А. В нём А. пред­ста­ёт в че­ло­ве­че­ском об­ли­чье, в цар­ских оде­ж­дах и ко­ро­не. С нач. 14 в. в рос­пи­сях встре­ча­ют­ся ком­по­зи­ции Рас­пя­тия с си­лу­этом А. под кре­стом; он име­ет че­ло­ве­че­ское ту­ло­ви­ще, льви­ную го­ло­ву и длин­ные ког­ти. На ико­не «Апо­ка­лип­сис» из Ус­пен­ского со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (кон. 15 в.) А. по­ка­зан как царь, вос­се­даю­щий на пре­сто­ле, с по­со­хом, в дал­ма­ти­ке и вен­це; из уст его ис­хо­дят три жа­бы. Боль­шое влия­ние на зап.-ев­роп. изо­бра­зит. тра­ди­цию ока­за­ли ил­лю­ст­ра­ции к Апо­ка­лип­си­су А. Дю­ре­ра (1498), где А. пред­став­лен в об­ли­ке кры­ла­то­го дра­кона с длин­ным че­шуй­ча­тым хво­стом, с се­мью ро­га­ты­ми ко­ро­но­ван­ны­ми го­ло­ва­ми (льва, коз­ла, ка­ба­на, ва­си­ли­ска и пр.). Как фаль­ши­вый двой­ник Хри­ста А. пред­ста­ёт в цик­ле фре­сок Л. Синь­о­рел­ли в со­бо­ре в Ор­вие­то (1499–1505); изо­бра­же­ния А. в об­ли­ке рим. пап ис­поль­зо­ва­лись в по­ле­ми­ке сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции с ка­то­лич. цер­ко­вью (ил­лю­ст­ра­ции Л. Кра­на­ха Стар­ше­го к «Стра­стям Хри­ста и ан­ти­хри­ста» М. Лю­те­ра). В бо­лее позд­нее вре­мя изо­бра­же­ние А. встре­ча­ет­ся поч­ти ис­клю­чи­тель­но в ил­лю­ст­ра­ци­ях к От­кро­ве­нию ап. Иоан­на Бо­го­сло­ва.

Лит.: Ви­но­гра­дов Н. И. Ан­ти­хри­сти­ан­ст­во и Ан­ти­христ по уче­нию Хри­ста и Апо­сто­лов. Н. Нов­го­род, 1883; Бе­ля­ев А. Д. О без­бо­жии и ан­ти­хри­сте. Сер­ги­ев По­сад, 1898. Ре­принт. М., 1996. Ч. 1. С. 128–472; Emmer­son R. K. An­ti­christ in the Mid­dle Ages. Se­at­tle, 1984; Jenks G. C. The ori­gins and early de­vel­op­ment of the An­ti­christ myth. B., 1991; Peer­bolte L. J. L. The an­te­ce­dents of An­ti­christ: a tra­di­tio-his­tori­cal study of the ear­li­est Chris­tian views on es­chato­logi­cal op­po­nents. Lei­den; N. Y., 1996; Lep­pin V. An­ti­christ und Jüng­ster Tag: Das Pro­fil apo­ka­lyp­tischer Flug­schriften­pub­lizis­tik im deut­schen Luther­tum 1548–1618. Güt­er­sloh, 1999; Уче­ние об ан­ти­хри­сте в древ­но­сти и сред­не­ве­ко­вье. СПб., 2000.

Вернуться к началу