Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Смирнова

АНГЛОКАТОЛИЦИ́ЗМ (Anglo-Catholicism), направление в англиканстве, последователи которого рассматривают Англиканскую церковь как ветвь Вселенской католической церкви, допуская возможность объединения с Римско-католической церковью.

Истоки англокатолицизма восходят, во-первых, к позициям «Высокой церкви» (High Church) – одного из течений в англиканстве [наряду с «Низкой церковью» (Low Curch) и «Широкой церковью» (Broad Church)], последователи которого подчёркивали общность как с протестантской, так и с католической традицией, настаивая на признании непрерывной связи Церкви Англии со средневековой Ecclesia Anglicana, божественном происхождении церковной иерархии, апостольском преемстве как основе авторитета священства; во-вторых – к Оксфордскому движению, лидеры которого – священники-теологи Дж. Г. Ньюмен, Г. Э. Маннинг, Дж. Кибл (1792–1866), Э. Б. Пьюзи (1800–82) в 1841 начали публикацию популярных богословских сочинений 17–18 вв., объединённых в «Библиотеку англо-католической теологии» («The Library of Anglo-Catholic Theology»). Это издание (88 томов, 1841–63) дало толчок использованию термина «англокатолицизм» не только как синонима «Высокой церкви». Ньюмен (до своего перехода в католичество) отстаивал тезис о «среднем пути» англиканства, отсекающего крайности как континентального протестантизма, так и римского католицизма. Определённую роль в развитии англокатолицизма также сыграла парламентская реформа 1832, распространившая политические привилегии не только на англикан.

Последователи англокатолицизма развили активную деятельность по возрождению монашества и монастырей (в 1840-х гг. в Великобритании начали действовать женские монашеские общины, в 1860-х гг. – мужские; в 1881 в США основана первая англиканская монашеская конгрегация, возрождены англиканские общины бенедиктинцев и францисканцев), что, как и стремление внести изменения в обрядовую практику (вернуть в богослужение полное священническое облачение, свечи, ладан, молитвы за умерших; индивидуальную исповедь) вызвало неодобрение и даже преследование со стороны светских и церковных властей: Пьюзи на два года был отстранён от проповеди; священник У. Дж. Уорд (1812–82) лишён своего сана; Ньюмен по собственной воле покинул Оксфорд и вскоре перешёл в католичество (как и Уорд и Маннинг). Во 2-й пол. 19 в. англокатолицизм стал идеологической основой для католического возрождения в английской литературе.

Дальнейшее развитие англокатолицизма отмечено усилением либерального крыла движения, что нашло отражение в сочинении «Lux mundi» (пер. с лат. «Свет мира»), вышедшим в 1889 под редакцией Ч. Гора (1853–1932), англиканского епископа, ратовавшего за компромисс между англокатолицизмом и англиканским либеральным богословием. В русле этой тенденции в 1920-х гг. была подготовлена к изданию новая редакция «Книги общих молитв» («The Book of Common Prayer» – один из основных источников, излагающий англиканское вероучение, 1-е издание – 1549), включающая обряды, близкие к католическим. Отсутствие официального одобрения издания парламентом не помешало достаточно широкому его применению: среди не слишком многочисленных последователей англокатолицизма большинство составляли священнослужители. С 1923 проводятся конференции последователей этого направления; в 1926 увидело свет очередное программное коллективное сочинение – «Essays Catholic and Critical», в котором англокатолицизм представлен как неотъемлемая часть англиканской традиции, выражающая мнение консервативной части англиканского священства.

Англокатолицизм получил новый импульс к развитию во 2-й пол. 20 в. благодаря улучшению отношений между Англиканской церковью и Ватиканом, особенно в совместной экуменической деятельности. В 1988 на Ламбетской конференции (см. Ламбетские конференции) рассматривался вопрос о необходимости расширения сотрудничества между англиканами и католиками.

Последователи англокатолицизма, представляя в настоящее время консервативную ветвь англиканства, имеют свои печатные органы, созывают съезды и широко представлены в правящих кругах английского общества, в сфере культуры и образования, в средствах массовой информации.

Ист.: Keble J. Sermons, Academical and Occassional. Oxford, 1848; Newman J. H. Apologia pro Vita Sua. L., 1864; Manning-Foster A. E. Anglo-Catholicism. L., 1913.

Лит.: Оллар  С. Л. Англо-католичество // Путь: Орган рус. религ. мысли. П., 1926. № 3. С. 120–124 (переизд.: М., 1992. С. 357–360); Addleshaw G. W. O. The High Church Tradition. L., 1941; O’Connell M. R. The Oxford Conspirators: A History of the Oxford Movement, 1833–1845. L., 1969; Ramsey M. An Era of Anglican Theology from Gore to Temple:The Development of Anglican Theology Between «Lux Mundi» and the Second World War, 1889–1939. Oregon, 2009; Стецкевич М. С. Окcфордское (Трактарианское) движение и его влияние на протестантско-католический конфликт в ранневикторианской Англии. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1(32), 2014. С. 201–227.

Вернуться к началу