Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ША́ЙВА-СИДДХА́НТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Аникеева

ША́ЙВА-СИДДХА́НТА [санскр.śaiva-sidd­hānta – за­вер­шён­ное (со­вер­шен­ное) уче­ние ши­ва­из­ма], ре­лиг.-фи­лос. уче­ние в ин­ду­из­ме, сфор­ми­ро­вав­шее­ся на Юге Ин­дии (совр. штат Та­мил­над). Свя­щен­ны­ми тек­ста­ми и др. ав­то­ри­тет­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми Ш.-с. яв­ля­ют­ся: 1) «Нан­ма­рей» («Че­ты­ре пи­са­ния») – вос­хва­ле­ние ат­ри­бу­тов Ши­вы; 2) 28 ши­ва­ит­ских агам (тео­ло­гич. ре­че­ний и трак­та­тов) 2-й пол. 1-го тыс. до н. э.; 3) Ве­ды; 4) фи­лос. трак­та­ты «Мей­кан­да­ро­вы ша­ст­ры», сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ные в «Ши­ва-джня­на-бод­хе» («Про­бу­ж­де­ние зна­ния о Ши­ве») в 13–14 вв.; 5) «Ти­ру­му­рей» («12 свя­щен­ных сбор­ни­ков», «Та­миль­ская Ве­да»), со­дер­жа­щий гим­ны на­яна­ров.

Мо­низм ши­ва­ит­ских агам, про­по­ве­дую­щих еди­ное бо­же­ст­во Ши­ву (он же Иш­ва­ра), как, напр., в 26-й ага­ме «Па­ра­меш­ва­ра», не про­ти­во­ре­чит по­ли­те­из­му Вед, но до­пол­ня­ет его. Со­глас­но Ш.-с., Ве­ды пред­на­зна­че­ны для на­чи­наю­щих, ага­мы – для зре­лых адеп­тов. Ши­ва пред­став­лен в фи­ло­со­фии Ш.-с. выс­шим ду­хов­ным прин­ци­пом, Аб­со­лю­том, транс­цен­дент­ным и им­ма­нент­ным ми­ру, его соз­да­те­лем (не Твор­цом, а Де­ми­ур­гом) и раз­ру­ши­те­лем по окон­ча­нии кос­мич. цик­лов. Ш.-с. ис­сле­ду­ет три осн. ка­те­го­рии: па­ти (Вла­ды­ка, Пас­тырь – бог Ши­ва), па­шу (па­ст­ва – веч­ные ду­ши, пре­бы­ваю­щие в око­вах кар­мы, ма­те­рии), па­шам (узы пло­ти, ма­те­ри­аль­ная дей­ст­ви­тель­ность). Гл. путь к ос­во­бо­ж­де­нию для па­шу, на­зы­вае­мый в инд. тра­ди­ции пу­тём бхак­ти, – об­ра­щён­ность, при­вязан­ность, лю­бовь к Ши­ве. В «Ши­ва-джня­на-бод­хе» при­во­дят­ся де­таль­ные до­ка­за­тель­ст­ва бы­тия Бо­га и нис­про­вер­же­ние оп­по­нен­тов (буд­ди­стов, пред­ста­ви­те­лей санкхьи и др.), что сви­де­тель­ст­ву­ет о при­над­леж­но­сти Ш.-с. к инд. те­из­му – иш­ва­ра-ва­де, осо­бен­ность ко­то­ро­го со­сто­ит в при­зна­нии и лич­ных, и без­лич­ных ка­честв бо­же­ст­ва.

Ш.-с. не вхо­дит в пе­ре­чень шес­ти ин­дуи­ст­ских «ор­то­док­саль­ных» дар­шан и ак­тив­но по­ле­ми­зи­ру­ет с ни­ми. Ш.-с. – часть тан­три­ст­ско­го (см. Тан­тризм), или ага­ми­че­ско­го, на­прав­ле­ния ин­ду­из­ма.

Лит.: Paranjoti V. Śaiva Siddhānta. L., 1954; Muthupackiam J. X. Mysticism and metaphy­sics in Saiva Siddhanta. New Delhi, 2001; Pārameśvarāgamah / Ed., trans. and notes by V. Dwivedi, R. Ghose. Varanasi, 2004.

Вернуться к началу