Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕДЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский; Е. М. Гороховик (ведийская речитация)

ВЕ́ДЫ, Ве­да (санскр.; букв. – зна­ние, виде­ние), 1) со­б­ра­ние др.-инд. cвя­щен­ных тек­стов, по­чи­тае­мое как бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние. В ин­ду­из­ме В. рас­смат­ри­ва­ют­ся как сре­до­то­чие аб­со­лют­ной ис­ти­ны и все­объ­ем­лю­ще­го зна­ния. Ве­дий­ский ка­нон вклю­ча­ет в се­бя сам­хи­ты, брах­ма­ны (рас­су­ж­де­ния о смыс­ле и сим­во­ли­ке ве­дий­ско­го ри­туа­ла), арань­я­ки (при­мы­каю­щие к брах­ма­нам «лес­ные кни­ги», так­же разъ­яс­няю­щие суть ри­туа­ла) и Упа­ни­ша­ды (на­ста­ви­тель­ные тек­сты ре­лиг.-фи­лос. со­дер­жа­ния).

2) В уз­ком смыс­ле В. – это лишь самхи­ты, че­ты­ре сбор­ни­ка на ве­дий­ском сан­ск­ри­те: Риг­ве­да – со­б­ра­ние гим­нов; Са­ма­ве­да – со­б­ра­ние на­пе­вов; Яд­жур­ве­да – со­б­ра­ние жерт­вен­ных фор­мул; Ат­хар­ва­ве­да – со­б­ра­ние за­кли­на­ний и за­го­во­ров. Са­ма­ве­да и Яд­жур­ве­да идей­но и тек­сту­аль­но близ­ки к Риг­ве­де; Ат­хар­ва­ве­да, от­ра­жаю­щая за­го­вор­ную и ма­гич. прак­ти­ку, во мно­гом за­им­ст­во­ван­ную из не­ин­до­ев­ропейской або­ри­ген­ной куль­ту­ры, бы­ла при­сое­ди­не­на к ве­дий­ско­му ка­но­ну позд­нее.

Ис­то­ри­че­ски В. свя­за­ны с ин­дои­ран­ским и, ши­ре, ин­до­ев­ро­пей­ским ре­лиг.-ми­фо­ло­гич. на­сле­ди­ем, но­си­те­лем ко­то­ро­го бы­ли пле­ме­на ари­ев. Ре­лиг. пред­став­ле­ния ари­ев на­хо­ди­ли от­ра­же­ние в ман­трах. По ме­ре рас­се­ления ари­ев в до­ли­не р. Ганг, пе­ре­хо­да их к осед­ло­сти и ран­ним фор­мам го­су­дар­ст­вен­но­сти ме­ня­лись и упо­ря­до­чи­вались как ри­ту­аль­но-куль­то­вая прак­ти­ка, так и свя­зан­ные с ней со­б­ра­ния тек­стов. Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет со­став­ле­ние и сис­те­ма­ти­за­цию В. ми­фич. муд­ре­цу Вья­се. Но в ре­аль­но­сти эта ра­бо­та ве­лась по­ко­ле­ния­ми жре­цов в рам­ках разл. пле­мен­ных и ре­гио­наль­ных ве­дий­ских школ. Ве­дий­ский ка­нон сфор­ми­ро­вал­ся при­мер­но к 7–6 вв. до н. э. Пер­вые упо­ми­на­ния о нём по­яв­ля­ют­ся на­чи­ная с 4 в. до н. э.

Риг­ве­да – са­мая зна­чи­тель­ная и ав­то­ри­тет­ная из сам­хит ве­дий­ско­го ка­но­на, один из древ­ней­ших па­мят­ни­ков ин­до­ев­роп. сло­вес­но­сти. Её фор­ми­ро­ва­ние про­изош­ло ок. 1200 до н. э. на тер­ри­то­рии совр. Пенд­жа­ба в сре­де арий­ских пле­мён. В из­вест­ной нам ре­дак­ции Риг­ве­да со­сто­ит из 1028 сти­хотв. гим­нов (рич, сук­та), рас­пре­де­лён­ных по 10 кни­гам (ман­да­лам). Гим­ны от­ра­жа­ют из­веч­ную бо­же­ст­вен­ную ис­ти­ну, сло­вес­ное вос­про­из­ве­де­ние ко­то­рой (шру­ти; «слы­ша­ние», или «ви­де­ние») осу­ще­ст­в­ля­лось ри­ши («зря­щи­ми») – по­эта­ми-пев­ца­ми из осо­бых жре­че­ских кор­по­ра­ций (ви­ди­мо, внут­ри­пле­мен­ных или фрат­ри­аль­ных), свя­зан­ных с име­на­ми ри­ши – «пра­ро­ди­те­лей». Са­мая древ­няя часть Риг­ве­ды со­сто­ит из т. н. фа­миль­ных ман­дал, при­над­ле­жа­щих ро­дам ве­ли­ких ри­ши (Грит­са­ма­да, Виш­ва­мит­ра, Ва­ма­де­ва, Ат­ри, Бха­рад­вад­жа, Ва­сишт­ха, Кан­ва, Ан­ги­рас). Зна­чит. часть тек­ста Риг­ве­ды пред­став­ля­ют хва­леб­ные гим­ны раз­лич­ным бо­гам, по­стро­ен­ные, как пра­ви­ло, по од­ной схе­ме. Соз­да­тель гим­на, пе­вец-ри­ши, об­ра­ща­ет­ся к бо­гу от сво­его ли­ца (ино­гда от име­ни ка­кой-то груп­пы), пе­ре­чис­ляя дос­то­ин­ст­ва бо­га, его ха­рак­тери­сти­ки, его свой­ст­ва или дея­ния, и про­сит его о ни­спос­ла­нии благ (да­ров, за­щи­ты, ус­пе­ха, по­том­ст­ва и т. п.). Мн. гим­ны, хо­тя да­ле­ко не все, бы­ли свя­заны с об­ще­пле­мен­ны­ми жерт­вен­ны­ми ри­туа­ла­ми (шрау­та). Не­ко­то­рые име­ли ма­гич. функ­ции (обе­рег, обес­пе­че­ние ре­зуль­та­та, об­ре­те­ние бла­га, уст­ра­не­ние зла). Око­ло 20 гим­нов име­ют диа­ло­гич. фор­му, про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­рой ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сий. Не­ко­то­рые гим­ны мож­но оп­ре­де­лить как гим­ны-за­гад­ки. Ими об­ме­ни­ва­лись ри­ши во вре­мя сло­вес­ных по­един­ков (брах­мо­дья) в рам­ках ри­туа­лов жре­че­ской ини­циа­ции или на празд­ни­ках Но­во­го го­да, ко­гда, как счи­та­лось, мир воз­ро­ж­дал­ся из со­стоя­ния хао­са. За­гад­ки свя­за­ны с са­краль­ны­ми для древ­них ари­ев те­ма­ми: кос­мо­го­ния, струк­ту­ра ми­ра, смысл ри­туа­ла, вре­мя и про­стран­ст­во. По­ро­ж­дён­ная брах­модь­ей во­прос­но-от­вет­ная струк­ту­ра ока­за­лась весь­ма про­дук­тив­ной и ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лась на по­сле­дую­щих эта­пах раз­ви­тия инд. лит-ры. Спе­ци­фи­кой со­дер­жа­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния гим­нов Риг­ве­ды, а так­же осо­бен­но­стя­ми древ­не­го ве­дий­ско­го язы­ка объ­яс­ня­ет­ся их стиль – на­ро­чи­то ус­лож­нён­ный, изо­би­лую­щий ме­та­фо­ра­ми и на­мё­ка­ми. Мас­тер­ст­во пев­цов-ри­ши со­стоя­ло в при­да­нии свя­щен­но­му зна­нию, ис­хо­дя­ще­му от бо­гов и по­сти­гае­мо­му ими с по­мо­щью сво­его внут­рен­не­го взо­ра и ин­туи­ции, изо­щрён­ной сло­вес­ной фор­мы. Они вла­де­ли все­ми тон­ко­стя­ми язы­ка, по­этич. приё­ма­ми, на­бо­ром мет­ри­че­ских схем. Ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись зву­ко­пись, ал­ли­те­ра­ции, ана­грам­мы. В гим­нах час­то го­во­рит­ся о по­этич. вдох­но­ве­нии, но твор­че­ст­во ри­ши ча­ще опи­сы­ва­ет­ся в тер­ми­нах раз­лич­ных ре­мё­сел – плот­ниц­ко­го, ткац­ко­го или куз­неч­но­го. Уже в 10-й ман­да­ле Риг­ве­ды про­ис­хо­дят зна­чит. из­ме­не­ния в язы­ке, сти­ле и со­дер­жа­нии тек­стов. По­яв­ля­ют­ся но­вые пред­став­ле­ния о кос­мо­го­нии и струк­ту­ре ми­ра, пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки но­во­го фи­ло­соф­ско­го их ос­мыс­ле­ния – это обо­зна­ча­ет по­сте­пен­ный пе­ре­ход к сле­дую­щей ста­дии др.-инд. ре­ли­гии, к брах­ма­низ­му. Не­ко­то­рые ми­фо­ло­гич. об­ра­зы и сю­же­ты Риг­ве­ды ис­поль­зу­ют­ся инд. лит-рой вплоть до на­стоя­ще­го вре­ме­ни.

Са­ма­ве­да поч­ти це­ли­ком по­вто­ря­ет тек­сты гим­нов Риг­ве­ды, но с обо­зна­че­ни­ем на­пе­вов (са­ма­нов), ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись во вре­мя их ис­пол­не­ния.

Яд­жур­ве­да це­ли­ком свя­за­на с ри­туа­лом. Она со­сто­ит из жерт­вен­ных фор­мул (яд­жу­сов) и мо­литв-мантр, ко­то­рые час­тич­но за­им­ст­во­ва­ны из Риг­ве­ды. Яд­жур­ве­да дош­ла до нас в ви­де двух вет­вей: Бе­лая Яд­жур­ве­да, со­стоя­щая из яд­жу­сов и мантр, и Чёр­ная Яд­жур­ве­да, со­дер­жа­щая, кро­ме то­го, брах­ма­ны – по­яс­не­ния к ри­туа­лу в про­зе.

Ат­хар­ва­ве­да, или Ат­хар­ван­ги­ра­са (по име­нам ми­фич. жре­цов Ат­хар­ва­на и Ан­ги­ра­са), сто­ит особ­ня­ком в ве­дий­ском ка­но­не. Это со­б­ра­ние ма­гич. за­го­во­ров и за­кли­на­ний, имею­щих фольк­лор­ные и, ве­ро­ят­но, не­арий­ские кор­ни, от­че­го Ат­хар­ва­ве­да дол­гое вре­мя не при­зна­ва­лась арий­ски­ми жре­ца­ми. Вклю­че­ние её в ве­дий­ский ка­нон про­изош­ло в ре­зуль­та­те про­из­ве­дён­но­го брах­ма­на­ми дли­тель­но­го от­бо­ра, об­ра­бот­ки и оп­ре­де­лён­ной под­гон­ки тек­стов под ве­дий­ские стан­дар­ты. Так, отд. гимн Ат­хар­ва­ве­ды на­зы­ва­ет­ся, как и в Риг­ве­де, сук­та, хо­тя по су­ти гимн Ат­хар­ва­ве­ды кар­ди­наль­но иной. По­след­няя из 20 книг Ат­хар­ва­ве­ды поч­ти це­ли­ком по­вто­ря­ет тек­сты Риг­ве­ды, бу­ду­чи струк­ту­ри­ро­ван­ной по ли­тур­ги­че­ско­му прин­ци­пу, как Яд­жур­ве­да. Су­ще­ст­ву­ет пред­по­ло­же­ние, что Ат­хар­ва­ве­да фор­ми­ро­ва­лась в сре­де врать­ев – наи­бо­лее ран­них арий­ских при­шель­цев, ас­си­ми­ли­ро­вав­ших­ся с ме­ст­ны­ми не­арий­ски­ми пле­ме­на­ми и пе­ре­няв­ших у них приё­мы чёр­ной и бе­лой ма­гии, тек­сты за­го­во­ров и за­кли­наний про­тив бо­лез­ней, уку­сов жи­вот­ных и змей, бес­пло­дия, пор­чи и про­чих дур­ных яв­ле­ний. Текст Ат­хар­ва­ве­ды до­шёл до нас в двух ре­дак­ци­ях (Шау­на­кия и Пайп­па­ла­да), зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га. Разл. ре­дак­ции и тра­ди­ции, свя­зан­ные с раз­ны­ми брах­ман­ски­ми шко­ла­ми, име­ют­ся и у др. сам­хит.

В. поль­зу­ют­ся в ин­ду­из­ме не­пре­ре­кае­мым фор­маль­ным ав­то­ри­те­том; брах­ма­ны и сей­час за­учи­ва­ют ве­дий­ские тек­сты, ис­поль­зу­ют их в не­ко­то­рых ри­туа­лах, од­на­ко в це­лом ре­ли­гия и куль­то­вая прак­ти­ка ин­ду­из­ма дав­но от них ото­шли. Уже в древ­но­сти воз­ник­ли уче­ния, ста­вив­шие под со­мне­ние или от­вер­гав­шие В. (напр., буд­дизм). В даль­ней­шем все ин­дий­ские ре­лиг.-фи­лос. те­че­ния ста­ли раз­де­лять­ся на при­знаю­щие и не при­знаю­щие ав­то­ри­тет Вед (см. Ас­ти­ка-на­сти­ка).

В те­че­ние поч­ти 2 тыс. лет пе­ре­да­ча В. (ве­дий­ская ре­чи­та­ция, или кантилляция) про­ис­хо­ди­ла в уст­ной, «слы­ши­мой» фор­ме (шру­ти). За­пи­сы­вать В. ста­ли позд­но – пер­вая ру­ко­пись Риг­ве­ды от­но­сит­ся к 11 в. н. э. Рит­мо­ин­то­на­ци­он­ные пра­ви­ла, ко­ди­фи­ци­ро­ван­ные главным образом в пес­но­пе­ни­ях Риг­ве­ды и Са­ма­ве­ды, обу­слов­ле­ны фо­не­ти­че­ской струк­ту­рой ве­дий­ско­го язы­ка. Ре­чи­та­ция гим­нов Риг­ве­ды опи­ра­ет­ся на 3 ин­то­на­ци­он­ные зо­ны: удат­та (опор­ный тон), ану­дат­та (низ­ко ак­цен­ти­ро­ван­ный тон) и сва­ри­та (вы­со­ко ак­цен­ти­ро­ван­ный тон). Тек­сты Са­ма­ве­ды рас­пе­ва­ют­ся в рам­ках 7-сту­пен­ных ладов-модусов (тра­ди­ция са­ман, или са­ма­ган). Ве­дий­ская ре­чи­та­ция (пе­ние) счи­та­ет­ся свя­щен­ной, эзо­те­ри­че­ской тра­ди­ци­ей, вла­де­ние ко­то­рой – при­ви­ле­гия кас­ты брах­ма­нов, передаётся в канонизированной форме от учителя к ученику. Пред­став­лен­ная раз­ны­ми шко­ла­ми (кау­ту­ма, ра­май­я­нийя), тра­ди­ция про­дол­жа­ет со­хра­нять­ся прак­ти­че­ски в не­из­мен­ном ви­де. Ве­дий­ская ре­чи­та­ция сыг­ра­ла важ­ную роль в ге­не­зи­се зву­ко­вой куль­ту­ры Южной Азии. Традиция ведийской речитации, признанная одной из древнейших устных традиций человечества, включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2003, 2008).

Ис­точн.: Риг­ве­да. Ман­да­лы I–IV / Изд. под­гот. Т. Я. Ели­за­рен­ко­ва. М., 1989; Риг­ве­да. Ман­да­лы V–VIII / Изд. под­гот. Т. Я. Ели­за­рен­ко­ва. М., 1995; Риг­ве­да. Ман­да­лы IX–X / Изд. под­гот. Т. Я. Ели­за­рен­ко­ва. М., 1999.

Лит.: Hoogt J. M. The Vedic Chant. Studies in its textual and the melodic form. Wageningen, 1929; Faddegon B. Studies on the Samaveda. Amst., 1951; Howard W. Sa̅ma̅vedic Chant. New Haven, 1977; Ели­за­рен­ко­ва ТЯ. О ста­ту­се язы­ка в Риг­ве­де // Му­зы­ка и не­зву­ча­щее. М., 2000.

  • ВЕ́ДЫ Веда, 1) собрание др.-инд. cвященных текстов, почитаемое как божественное откровение; 2) в уз­ком смыс­ле В. – это лишь самхи­ты, че­ты­ре сбор­ни­ка на ве­дий­ском сан­ск­ри­те (2006)
Вернуться к началу