Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШМЕ́МАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 64

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кырлежев
Архив БРЭ

ШМЕ́МАН Алек­сандр Дмит­рие­вич (13.9.1921, Тал­лин – 13.12.1983, Йон­керс, штат Нью-Йорк), рус. пра­во­слав­ный бо­го­слов, дея­тель цер­ков­но­го за­ру­бе­жья; свя­щен­ник (с 1946; про­то­прес­ви­тер с 1970). Окон­чил Свя­то-Сер­ги­ев­ский пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин-т в Па­ри­же (1945), где за­тем пре­по­да­вал цер­ков­ную ис­то­рию (1945–51); уче­ник А. В. Кар­та­шё­ва. Док­тор­ская дис. «Вве­де­ние в ли­тур­ги­че­ское бо­го­сло­вие» (1959). С 1951 в США, пре­по­да­вал в Свя­то-Вла­ди­мир­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, проф. ли­тур­гич. бо­го­сло­вия (с 1960), де­кан (1962–83). Пре­по­да­вал так­же в разл. амер. ун-тах и бо­го­слов­ских шко­лах др. кон­фес­сий. С 1964 чл. Ми­тро­по­личь­е­го со­ве­та Сев.-Амер. ми­т­ро­по­лии; дея­тель­ность Ш. име­ла важ­ное зна­че­ние для по­лу­че­ния ею ав­то­ке­фа­лии и об­ра­зо­ва­ния в 1970 Пра­во­слав­ной церк­ви в Аме­ри­ке. Один из ру­ко­во­ди­те­лей Рус. сту­денч. хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния. Мно­го­лет­ний ве­ду­щий ре­лиг. про­грам­мы рус. служ­бы ра­дио­стан­ции «Сво­бода» («Бе­се­ды на Ра­дио "Сво­бо­да"», т. 1–2, 2009).

Осн. тру­ды Ш. по­свя­ще­ны ли­тур­гич. бо­го­сло­вию: «За жизнь ми­ра» («For the life of the world», 1963; рус. пер. 1983), «Ве­ли­кий Пост» («Great Lent», 1969; рус. пер. 1981), «Во­дою и Ду­хом: О та­ин­ст­ве кре­ще­ния» («Of water and the spirit: A liturgical study of baptism», 1974; рус. пер. 1986), «Ев­ха­ри­стия: Та­ин­ст­во Цар­ст­ва» (1984) и др. Ш. про­ти­во­пос­та­вил ин­ди­ви­дуа­ли­стич. вос­при­ятию бо­го­слу­же­ния (пре­ж­де все­го Ев­ха­ри­стии), со­про­во­ж­дае­мо­му ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния­ми, его по­ни­ма­ние как об­ще­го ли­тур­гич. ак­та со­б­ра­ния хри­сти­ан, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го они здесь и сей­час ду­хов­но вос­хо­дят в еван­гель­ское «Цар­ст­во Бо­жие» и об­ра­зу­ют од­но «Те­ло Хри­сто­во». По­доб­ное по­ни­ма­ние, с точ­ки зре­ния Ш., по­зво­ля­ет при­ми­рить бо­го­сло­вие, бо­го­слу­же­ние и бла­го­чес­тие, ко­то­рые в совр. цер­ков­ной жиз­ни не­ред­ко пре­бы­ва­ют в со­стоя­нии вза­им­но­го от­чу­ж­де­ния.

Ш. при­над­ле­жат так­же ра­бо­ты по ис­то­рии Церк­ви («Ис­то­ри­че­ский путь пра­во­сла­вия», 1954, и др.) и её ка­но­нич. уст­рой­ст­ву, ос­мыс­ле­нию мес­та хри­с­ти­ан­ст­ва в се­ку­ляр­ном об­ще­ст­ве 20 в. и куль­тур­но­го зна­че­ния рус. по­эзии и про­зы (осо­бое вни­ма­ние Ш. уде­лял твор­че­ст­ву А. И. Сол­же­ни­цы­на, был его ду­хов­ни­ком по­сле вы­сыл­ки по­след­не­го из СССР) и др. (см. «Со­б­ра­ние ста­тей, 1947–1983», 2009). Кри­ти­че­ски под­хо­дя к отд. ас­пек­там цер­ков­ной тра­ди­ции, Ш. ут­вер­ждал не­об­хо­ди­мость вер­но­сти хри­сти­ан­ст­ву в его из­на­чаль­ном су­ще­ст­ве – на ос­но­ве прин­ци­пи­аль­но­го раз­ли­че­ния под­лин­но­го цер­ков­но­го Пре­да­ния и разл. пре­да­ний. По­смерт­ное влия­ние Ш., по­ми­мо его бо­го­слов­ских ра­бот, свя­за­но так­же с пуб­ли­ка­ци­ей его «Днев­ни­ков, 1973–1983» (2000; рус. изд. 2005), со­дер­жа­щих от­кро­вен­ные раз­мыш­ле­ния о совр. жиз­ни пра­во­слав­ной Церк­ви и ак­ту­аль­ных об­ществ. и куль­тур­ных про­цес­сах в кон­тек­сте его лич­но­го жиз­нен­но­го и ре­лиг. опы­та.

Соч.: Цер­ковь и цер­ков­ное уст­рой­ст­во. Па­риж, 1949; Та­ин­ст­во кре­ще­ния. 2-е изд. М.; Па­риж, 1996; Цер­ковь, мир, мис­сия: Мыс­ли о пра­во­сла­вии на За­па­де. М., 1996; Про­по­ве­ди и бе­се­ды. М., 2000; Вве­де­ние в бо­го­сло­вие: Курс лек­ций по дог­ма­ти­че­ско­му бо­го­сло­вию. Клин, 2001; Ли­тур­гия смер­ти и со­вре­мен­ная куль­ту­ра. М., 2013; «Я ве­рю». Что это зна­чит?: О глав­ном в хри­сти­ан­ст­ве. М., 2013.

Вернуться к началу