Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЙСА́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Горенко

ЭЙСА́Й (Ёсай) Мё­ан (1141, пров. Бит­тю – 1215, Хэй­ан), ро­до­на­чаль­ник япон. буд­дий­ской шко­лы дзен Ринд­зай-сю (кит. Линь­цзи-цзун).

Мо­на­ше­ское по­свя­ще­ние по­лу­чил в шко­ле Тэн­дай; ос­во­ил так­же уче­ние Син­гон. По­се­тил Ки­тай (1164–68, 1187–91), от­ку­да при­вёз тек­сты буд­дий­ских школ Тянь­тай и Чань. Ос­но­вал хра­мы: Сё­фу­куд­зи (1195, Фу­куо­ка, пер­вый в Япо­нии храм дзен), Дзю­фу­куд­зи (1200, Ка­ма­ку­ра, в па­мять о Ми­на­мо­то-но Ёри­то­мо), Кэн­нинд­зи (1202, Хэй­ан).

В соч. «Рас­су­ж­де­ние о рас­про­стра­не­нии со­зер­ца­ния для за­щи­ты стра­ны» («Ко­д­зэн го­ко­ку-рон», 1198/99) от­стаи­вал по­лез­ность дзен для Япо­нии, ста­вил на пер­вое ме­сто прак­тич. дея­тель­ность, са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ние, ме­ди­та­цию, стро­гое со­блю­де­ние за­по­ве­дей мо­на­ше­ско­го ко­дек­са, оп­ре­де­лял «серд­це» (син/ко­ко­ро) как един­ст­вен­ный ис­точ­ник и един­ст­вен­ный пред­мет ис­тин­но­го зна­ния для че­ло­ве­ка. С име­нем Э. свя­зы­ва­ют на­ча­ло рас­про­стра­не­ния в Япо­нии куль­ту­ры чая. В «За­пис­ках о пи­тии чая для пи­та­ния жиз­ни» («Кис­са ёд­зё-ки», 1214) Э. со­еди­ня­ет тра­ди­цию дзен, «та­ин­ст­ва» Син­гон, да­ос­ское иск-во про­дле­ния жиз­ни, кит. уче­ние о пер­во­на­ча­лах. Поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом сё­гу­нов Ми­на­мо­то, глав во­ен. ро­дов (Нит­та, Си­ба, Уэсу­ги, Аси­ка­га). Уче­ние Э. про­дол­жи­ли его уче­ни­ки – Гёю (ум. 1241) и Эй­тё (ум. 1247).

Вернуться к началу