Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯЗЫ́ЧЕСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 656

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. К. Михельсон

ЯЗЫ́ЧЕСТВО (от цер­ков­но­сла­вян­ско­го «язы­ци», т. е. на­ро­ды), бо­го­слов­ский тер­мин, ис­поль­зо­вав­ший­ся в от­но­ше­нии не­ав­раа­ми­че­ских ре­ли­гий; в ис­то­рич. лит-ре час­то слу­жит для обо­зна­че­ния по­ли­теи­стич. дох­ри­сти­ан­ских (так­же до­иу­дей­ских или до­ис­лам­ских) ве­ро­ва­ний. Ны­не, как пра­ви­ло, за­ме­ня­ет­ся ней­траль­ны­ми вне­кон­фес­сио­наль­ны­ми тер­ми­на­ми, напр. «эт­ни­че­ская ре­ли­гия»; ис­поль­зу­ет­ся как са­мо­на­зва­ние ря­дом но­вых ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний.

Тер­мин «Я.» вос­хо­дит к слав. пе­ре­во­ду Но­во­го За­ве­та, где сло­вом «язы­ци» на­зы­ва­лись не­иу­дей­ские на­ро­ды, ино­вер­цы [каль­ка с др.-евр. יוג (гой) и др.-греч. ἔθνος (эт­нос)]; со­от­вет­ст­ву­ет разл. про­из­вод­ным лат. paganus (сель­ский) в ро­ман­ских и герм. язы­ках, во­шед­шим в упот­реб­ле­ние в зна­че­нии «не­хри­сти­ан­ский» в Зап. Рим. им­пе­рии с кон. 4 – нач. 5 вв., то­гда как на вос­то­ке ис­поль­зо­вал­ся тер­мин «῞Ελληνες» (эл­лин­ский). Упот­реб­ле­ние тер­ми­на «Я.» в на­уч. ис­то­рич. лит-ре пред­став­ля­ет­ся спор­ным, во-пер­вых, вслед­ст­вие яв­ной не­га­тив­ной кон­но­та­ции (С. А. То­ка­рев за­ме­чал, что его «ме­сто раз­ве лишь в цер­ков­но-мис­сио­нер­ской ли­те­ра­ту­ре, а ни­как не в на­уч­ной»); во-вто­рых, его упот­реб­ле­ние в от­но­ше­нии слав. ве­ро­ва­ний пря­мо про­ти­во­по­лож­но из­на­чаль­но­му смыс­лу сло­ва «язы­че­ский» как «ино­зем­ный». Од­на­ко Б. А. Ры­ба­ков, при­зна­вая «рас­плыв­ча­тость и не­оп­ре­де­лён­ность» это­го тер­ми­на, ви­дел пре­иму­ще­ст­во его ис­поль­зо­ва­ния имен­но в по­ли­се­ман­тич­но­сти.

С кон. 19 в. ин­те­рес к Я. про­явил­ся у разл. ав­то­ров – по­сле­до­ва­те­лей эзо­те­риз­ма; во 2-й пол. 20 в. т. н. Я., или «не­о­я­зы­че­ст­во» (см. Не­оя­зы­че­ские куль­ты), яв­ля­ет­ся од­ной из со­став­ных час­тей ре­ли­гий Нью Эйдж (вик­ка, друи­дизм, нео­ша­ма­низм, род­но­ве­рие и т. д.). В ре­зуль­та­те уни­чи­жи­тель­ный кон­фес­сио­наль­ный тер­мин под­час вос­при­ни­ма­ет­ся как по­зи­тив­ный имен­но из-за его про­ти­во­пос­тав­ле­ния хри­сти­ан­ст­ву, ко­то­рое ря­дом на­ти­ви­ст­ских (от лат. nativus – род­ной) групп оце­ни­ва­ет­ся как чу­ж­дая ре­ли­гия, на­са­ж­дав­шая­ся ме­чом, унич­то­жаю­щая при­ро­ду и ис­ко­ре­нив­шая род­ную куль­ту­ру (осо­бен­но ха­рак­тер­но для стран Скан­ди­на­вии и Бал­тии).

Лит.: Ры­ба­ков Б. А. Язы­че­ское ми­ро­воз­зре­ние рус­ско­го сред­не­ве­ко­вья // Во­про­сы ис­то­рии. 1974. № 1; То­ка­рев С. А. Ран­ние фор­мы ре­ли­гии. М., 1990; Cameron A. The last pagans of Rome. N. Y.; Oxf., 2011; Davies O. Paganism: A very short introduction. Oxf., 2011.

Вернуться к началу