Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТАЙН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШТАЙН (Stein) Эдит (в мо­на­ше­ст­ве Те­ре­за Бе­не­дик­та Кре­ста) (12.10.1891, Брес­лау, ны­не Вроц­лав, Поль­ша – 9.8.1942, Ос­вен­цим), нем. фи­ло­соф; мо­на­хи­ня-кар­ме­лит­ка, свя­тая Рим­ско-ка­то­лич. цер­кви. Из евр. се­мьи. Изу­ча­ла фи­ло­со­фию в ун-тах Брес­лау (с 1910) и Гёт­тин­ге­на (с 1912, уче­ни­ца Э. Гус­сер­ля). В 1915–1916 се­ст­ра ми­ло­сер­дия Крас­но­го Кре­ста в по­ле­вом гос­пи­та­ле в Мо­ра­вии. С 1916 во Фрай­бург­ском ун-те, ас­си­стент Гус­сер­ля, вы­со­ко оце­нив­ше­го её дис. «К про­бле­ме вчув­ст­во­ва­ния» («Zum Problem der Einfühlung», опубл. в 1917, час­тич­ный рус. пер. в кн. «Ан­то­ло­гия реа­ли­сти­че­ской фе­но­ме­но­ло­гии», 2006), по­свя­щён­ную фе­но­ме­но­ло­гич. ис­сле­до­ва­нию эм­па­тии.

На об­ра­ще­ние Ш. в хри­сти­ан­ст­во (1922) по­влия­ло её зна­ком­ст­во с ав­то­био­гра­фи­ей Те­ре­зы Авиль­ской. В 1923–1931 Ш. пре­по­да­ва­ла в до­ми­ни­кан­ском жен­ском кол­лед­же в Шпай­е­ре, с 1932 – в Нем. ин-те на­уч. пе­да­го­ги­ки в Мюн­сте­ре (до при­ня­тия в 1933 на­ци­ст­ско­го за­ко­на о за­пре­те для ев­ре­ев на про­фес­сию). В 1933 по­сту­пи­ла в кар­ме­лит­ский мо­на­стырь в Кёль­не; в 1938 тай­но пе­реве­зе­на в мо­на­стырь в Эх­те (Ни­дер­лан­ды). В 1942, по­сле осу­ж­де­ния голл. ка­то­лич. епи­ско­па­ми пре­сле­до­ва­ния ев­ре­ев, аре­сто­ва­на в мо­на­сты­ре и от­прав­ле­на в Гер­ма­нию, по­гиб­ла в га­зо­вой каме­ре. Беа­ти­фи­ци­ро­ва­на Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью 1.5.1987, ка­но­ни­зи­ро­ва­на 11.10.1998, в 1999 объ­яв­ле­на од­ной из по­кро­ви­тель­ниц Ев­ро­пы; день па­мя­ти – 9 ав­гу­ста.

Об­ра­тив­шись в 1920-х гг. к на­сле­дию Фо­мы Ак­вин­ско­го, Ш. пе­ре­ве­ла на нем. яз. его трак­тат «Об ис­ти­не», в ря­де ра­бот осу­ще­ст­ви­ла кон­фрон­та­цию фе­но­ме­но­ло­гии и то­миз­ма: «Что та­кое фи­ло­со­фия?» («Was ist Philosophie?: Ein Gespräch zwischen Edmund Husserl und Thomas von Aquino», 1929), «Ко­неч­ное и веч­ное бы­тие» («Endliches und ewiges Sein», 1937, опубл. в 1950). Ав­тор жиз­не­опи­са­ний св. Те­ре­зы Авиль­ской и св. Те­ре­зы Мар­га­ри­ты Ре­ди и др.; ос­мыс­ле­нию мис­тич. опы­та св. Хуа­на де ла Кру­са по­свя­ще­на кн. «Нау­ка Кре­ста: Ис­сле­до­ва­ние о свя­том Хуа­не де ла Кру­се» («Kreuzeswissenschaft: Studie über Joannes a Cruce», 1942, опубл. в 1950, рус. пер. 2008).

Соч.: Werke. Druten, 1950–1998. Bd 1–18; Edith-Stein-Gesamtausgabe. Freiburg im Breis­gau, 2000–2013. Bd 1–27.

Лит.: Endres E. E. Stein: Christliche Philoso­phin und jüdische Märtyrerin. Münch., 1987; Koepcke C. E. Stein: Ein Leben. Würzburg, 1991; Herbstrith W. E. Stein: Jüdin und Christin. 4. Aufl. Münch., 2004; Gerl-Fal­ko­vitz H.-B., Klöden W. von. E. Stein. B., 2008; Lebech M. The philosophy of E. Stein: From phenomenology to metaphysics. Bern, 2015.

Вернуться к началу