Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШРА́МАНЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 98

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова

ШРА́МАНЫ, ре­лиг. ис­ка­те­ли ис­ти­ны в Древ­ней Ин­дии, ас­ке­ты, под­виж­ни­ки не­ор­то­док­саль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, пред­ло­жив­шие в сер. 1-го тыс. до н. э. ду­хов­ную аль­тер­на­ти­ву брах­ма­низ­му.

Ми­ро­воз­зре­ние Ш. ос­но­вы­ва­лось в ре­лиг. сфе­ре на от­ри­ца­нии аб­со­лют­но­го ав­то­ри­те­та Вед и обя­за­тель­но­сти со­вер­ше­ния ри­туа­лов ядж­ны (об­ряд жерт­во­при­но­ше­ния), в со­ци­аль­ной – на от­ри­ца­нии вар­но­во­го де­ле­ния об­ще­ст­ва. В ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы Ш. пред­ло­жи­ли идео­ло­гию ин­ди­ви­ду­аль­ной ха­риз­мы и лич­но­го спа­се­ния че­рез осоз­на­ние от­вет­ст­вен­но­сти за со­де­ян­ное и не­из­беж­но­сти воз­дая­ния (кар­ма). Ш. оп­ре­де­ли­ли цель спа­се­ния: пре­кра­ще­ние на­пол­нен­но­го стра­да­ния­ми кру­го­во­ро­та ро­ж­де­ний и смер­тей (ко­ле­со сан­са­ры); ука­за­ли путь: умер­щв­ле­ние пло­ти и воз­вы­ше­ние ду­ха че­рез ас­ке­зу, йо­гу, бро­дяж­ни­че­ст­во; вы­ра­бо­та­ли прин­ци­пы ин­сти­ту­циа­ли­зи­ро­ван­но­го мо­на­ше­ст­ва, реа­ли­зуе­мые ас­ке­та­ми (му­ни), от­шель­ни­ка­ми (яти), ни­ще­ст­вую­щи­ми про­по­вед­ни­ка­ми (бхик­шу), стран­ст­вую­щи­ми мо­на­ха­ми (па­рив­рад­жа­ки) и т. д. Та­кие ду­хов­ные ли­де­ры Ш., как Буд­да Ша­кья­му­ни и Ма­ха­ви­ра, су­ме­ли соз­дать кон­со­ли­ди­ро­ван­ные ре­лиг. дви­же­ния (буд­дизм и джай­низм). Име­на др. учи­те­лей (Пу­ра­на Кас­са­па, Мак­ха­ли Го­са­ла, Ад­жи­та Ке­са­кам­ба­ла, Па­кудд­ха Кач­чая­на, Санд­жая Бе­латт­хи­пут­та) из­вест­ны лишь бла­го­да­ря по­ле­ми­ке, за­фик­си­ро­ван­ной в со­чи­не­ни­ях буд­ди­стов и джай­нов. Куль­ту­ра ре­лиг. спо­ра сыг­ра­ла важ­ней­шую роль в дви­же­нии Ш. и ока­за­ла пря­мое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние инд. фи­ло­со­фии и кос­вен­ное (че­рез адап­та­цию цен­но­стей и при­ня­тие ду­хов­ных ори­ен­ти­ров Ш. тра­диц. брах­ма­низ­мом) на фор­ми­ро­ва­ние ин­ду­из­ма.

Лит.: Шо­хин В. К. Ин­дий­ская фи­ло­со­фия. Шра­ман­ский пе­ри­од (се­ре­ди­на I ты­ся­че­ле­тия до н. э.). СПб., 2007.

Вернуться к началу