Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАНЦИ́СК АССИ́ЗСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 547-548

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Д. Стецюра; А. В. Пожидаева (иконография)

ФРАНЦИ́СК АССИ́ЗСКИЙ (лат. Fran­ciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi) [1181/82, Ас­си­зи, Ита­лия (с 17 в. в Ас­си­зи день ро­ж­де­ния Ф. А. празд­ну­ют 26.9) – 3.10.1226, близ Ас­си­зи], один из са­мых по­чи­тае­мых ре­лиг. дея­те­лей в ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва, свя­той Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, ос­но­ва­тель ор­де­нов: фран­ци­скан­цев, кла­рисс, тер­циа­ри­ев.

Ро­дил­ся в се­мье бо­га­то­го куп­ца Пьет­ро Бер­нар­до­не. Cогласно ле­ген­де, мать Ф. А., Пи­ка, про­ис­хо­ди­ла из бла­го­род­но­го франц. се­мей­ст­ва Бур­ле­мон (ряд совр. учё­ных счи­та­ет эти све­де­ния не­до­сто­вер­ны­ми). При кре­ще­нии по­лу­чил имя Джо­ван­ни (Ио­анн). Вско­ре отец, вер­нув­ший­ся из де­ло­вой по­езд­ки во Фран­цию, дал ему имя Фран­че­ско («фран­цу­зик»), ред­кое в то вре­мя.

Ф. А. учил­ся в шко­ле при ц. Св. Ге­ор­гия, знал ос­но­вы счё­та, лат. и «франц.» (про­ван­саль­ский) язы­ки, ок. 1196 на­чал по­мо­гать от­цу. В 1202 при­нял уча­стие в вой­не ме­ж­ду Ас­си­зи и Пе­руд­жей, по­пал в плен, око­ло го­да про­вёл в за­клю­че­нии; пе­ре­нёс бо­лезнь. В 1205 от­пра­вил­ся в во­ен. по­ход в Апу­лию. На­хо­дясь в Спо­ле­то, пе­ре­жил ви­де­ние, по­ло­жив­шее на­ча­ло из­ме­не­ни­ям в его жиз­ни. Вер­нув­шись в Ас­си­зи, Ф. А. пре­бы­вал в уе­ди­не­нии, по­стах и мо­лит­вах, щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню. В 1206 Ф. А. за­нял­ся ре­мон­том ц. Св. Да­миа­на на день­ги, по­лу­чен­ные от тай­ной про­да­жи тка­ней из от­цов­ской лав­ки; пе­ред су­дом ме­ст­но­го епи­ско­па отец вы­дви­нул об­ви­не­ния про­тив сы­на. В от­вет Ф. А. пуб­лич­но от­ка­зал­ся от пра­ва на­сле­до­ва­ния.

В 1208/09, ус­лы­шав во вре­мя бо­го­слу­же­ния еван­гель­ское чте­ние: «Не бе­ри­те с со­бою ни зо­ло­та, ни се­реб­ра… ни су­мы на до­ро­гу, ни двух одежд, ни обу­ви, ни по­со­ха» (Лк. 9:3; Мф. 10:5–14), Ф. А. ре­шил из­брать путь под­ра­жа­ния Хри­сту, про­по­ве­ди еван­гель­ско­го уче­ния и доб­ро­воль­ной бед­но­сти. Во­круг не­го ста­ли со­би­рать­ся по­сле­до­ва­те­ли, ко­то­рым он дал на­зва­ние «мень­ших брать­ев» (ми­но­ри­тов). В 1209/10 Ф. А. вме­сте с со­брать­я­ми по­се­тил Рим, где па­па Ин­но­кен­тий III уст­но ут­вер­дил со­став­лен­ный Ф. А. на ос­но­ве еван­гель­ских тек­стов Ус­тав жиз­ни (т. н. Про­то­устав). Ф. А. при­нял при­ся­гу в по­ви­но­ве­нии и поч­те­нии к па­пе. Воз­мож­но, то­гда же ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны.

В 1210 Ф. А. пе­ре­се­лил­ся вме­сте с об­щи­ной из хи­жи­ны в Ри­во­тор­то (близ Ас­си­зи) в по­лу­чен­ную от бе­не­дик­тин­цев ча­сов­ню Ан­гель­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вае­мую так­же Пор­ци­ун­ку­ла (от лат. portiuncula – час­ти­ца, кло­чок зем­ли). В 1211 с бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па по­стриг в мо­на­ше­ст­во Кла­ру Ас­сиз­скую, вме­сте с ко­то­рой ос­но­вал ор­ден кла­рисс. Ме­ж­ду 1212 и 1215 без­ус­пеш­но пы­тал­ся со­вер­шить мис­сио­нер­ские по­езд­ки в Си­рию и Ма­рок­ко. В 1219, во вре­мя 5-го кре­сто­во­го по­хо­да (см. Кре­сто­вые по­хо­ды), от­пра­вил­ся в Еги­пет, об­ра­тил­ся с про­по­ве­дью хри­сти­ан­ст­ва к сул­та­ну Ме­лек-аль-Ка­ме­лю (Аль-Ка­миль, 1218–38) и по­лу­чил от не­го ох­ран­ную гра­мо­ту.

Вер­нув­шись в Ита­лию, Ф. А. от­ка­зал­ся от управ­ле­ния мо­на­ше­ским ор­де­ном, фор­ми­рую­щим­ся из ни­щен­ст­вую­ще­го брат­ст­ва. Сво­им ви­ка­ри­ем на­зна­чил Пет­ра Кат­та­ни (1220, с 1221 Илия Кор­тон­ский, ум. 1253). По прось­бе Ф. А. па­па Го­но­рий III (1216–27) на­зна­чил кар­ди­на­лом-про­тек­то­ром ор­де­на Уго­ли­но ди Се­ньи, бу­ду­ще­го па­пу Гри­го­рия IX. С его по­мо­щью Ф. А. в 1221 соз­дал ус­тав для ми­рян, же­лаю­щих жить в со­от­вет­ст­вии с пра­ви­ла­ми фран­ци­скан­ской ду­хов­но­сти (тер­циа­ри­ев). То­гда же при уча­стии Ф. А. со­став­лен рас­ши­рен­ный ва­ри­ант ус­та­ва ор­де­на ми­но­ри­тов (фран­ци­скан­цев). Окон­чат. ва­ри­ант, дей­ст­вую­щий до­ны­не, ут­вер­ждён бул­лой Го­но­рия III «Solet annuere» (1223).

В 1224, на­хо­дясь на го­ре Вер­на (Аль­вер­на) в Тос­ка­не, Ф. А. пе­ре­жил ви­де­ние рас­пя­то­го Хри­ста в об­ра­зе се­ра­фи­ма, при этом на его те­ле, со­глас­но жиз­не­опи­са­ни­ям, поя­ви­лись стиг­ма­ты. Вско­ре вслед­ст­вие обо­ст­ре­ния мно­го­числ. бо­лез­ней Ф. А. ли­шил­ся воз­мож­но­сти про­по­ве­до­вать. Скон­чал­ся воз­ле хра­ма в Пор­ци­ун­ку­ле, был по­гре­бён в ц. Св. Ге­ор­гия в Ас­си­зи. В 1228 при­чис­лен па­пой Гри­го­ри­ем IX к ли­ку свя­тых. В 1230 те­ло Ф. А. пе­ре­не­сли в по­стро­ен­ную в его честь ба­зи­ли­ку в мон. Сак­ро-Кон­вен­то (Ас­си­зи), скрыв точ­ное ме­сто за­хо­ро­не­ния. В 1818 ос­тан­ки Ф. А. бы­ли об­на­руже­ны не­по­вре­ж­дён­ны­ми и по­ме­ще­ны в крип­ту-склеп под гл. ал­та­рём ниж­ней ба­зи­ли­ки, где ны­не и хра­нят­ся.

Пер­вые жи­тия Ф. А. ста­ли по­яв­лять­ся вско­ре по­сле его смер­ти; са­мое ран­нее со­став­ле­но Фо­мой Че­лан­ским (ок. 1200 – ок. 1250) в 1229. В 60-е гг. 13 в. «Жи­тие и чу­де­са свя­то­го Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го» («Legenda major sancti Francisci») соз­дал Бо­на­вен­ту­ра. Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся ано­ним­ные «Цве­точ­ки свя­то­го Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го» («I fioretti di San Francesco», 14 в.; опубл. в 1476; рус. пер. 1913) – со­б­ра­ние ор­ден­ских и нар. ле­генд о чу­дес­ных и по­учи­тель­ных слу­ча­ях из жиз­ни свя­то­го.

Письм. на­сле­дие Ф. А. не­ве­ли­ко. По­ми­мо мо­литв, по­сла­ний, на­став­ле­ний на лат. яз., от­но­ся­щих­ся к жиз­ни ор­де­на, осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет «Песнь о Солн­це, или Сла­во­сло­вие тво­ре­ний» («Cantico di frate Sole o delle creature») в жан­ре лау­ды, соз­дан­ная Ф. А. на ум­брий­ском диа­лек­те в са­мом кон­це жиз­ни и стоя­щая у ис­то­ков итал. по­эзии. Про­слав­ляю­щая Бо­га и все Его тво­ре­ния – «бра­та Солн­це», «се­ст­ру Лу­ну» и др. и пе­ре­кли­каю­щая­ся с на­ча­лом 148-го псал­ма «Хва­ли­те Гос­по­да с не­бес…» (Пс. 148, 3,1) «Песнь о Солн­це…» не­од­но­крат­но пе­ре­во­ди­лась на рус. яз. Пер­вый пе­ре­вод вы­пол­нен С. П. Ше­вы­рё­вым в 1837; сре­ди др. пе­ре­во­дчи­ков – Алек­сандр Н. Ве­се­лов­ский, В. И. Ге­рье, Л. П. Кар­са­вин, М. С. Ша­ги­нян, С. С. Аве­рин­цев, О. А. Се­да­ко­ва.

Идеи Ф. А., при­зы­ваю­щие мо­на­ше­ст­вую­щих к мис­сио­нер­ст­ву и слу­же­нию ближ­ним в ми­ру, ста­ли ис­точ­ни­ком об­нов­ле­ния ду­хов­ной жиз­ни в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви; его на­сле­дие ока­за­ло боль­шое влия­ние на ми­ро­вую куль­ту­ру. В Рос­сии 19 в. ин­те­рес к твор­че­ст­ву Ф. А. про­яв­ля­ли Ф. М. Дос­то­ев­ский, Л. Н. Тол­стой. Лит. про­из­ве­де­ния, вдох­нов­лён­ные жи­ти­ем Ф. А. и его идея­ми, соз­да­ли мн. по­эты и пи­са­те­ли Се­реб­ря­но­го ве­ка: А. А. Блок, М. А. Куз­мин, В. И. Ива­нов, М. С. Ша­ги­нян, М. А. Во­ло­шин, Д. С. Ме­реж­ков­ский, Б. К. Зай­цев и др. Ему по­свя­ще­ны ра­бо­ты С. А. Кот­ля­рев­ско­го, А. В. Ель­ча­ни­но­ва, П. М. Би­цил­ли и др. Н. А. Бер­дя­ев на­зы­вал жизнь Ф. А. «ве­ли­чай­шим фак­том хри­сти­ан­ской ис­то­рии по­сле жиз­ни са­мо­го Ии­су­са Хри­ста». С. Н. Бул­га­ков, Е. Н. Тру­бец­кой, И. А. Иль­ин, Н. О. Лос­ский от­ме­ча­ли бли­зость Ф. А. к под­виж­ни­кам пра­во­сла­вия. Митр. Ев­ло­гий (Ге­ор­ги­ев­ский) на­звал его «гра­ж­да­ни­ном еди­ной все­лен­ской Церк­ви», его вы­со­ко це­ни­ли митр. Вла­ди­мир (Ти­хо­ниц­кий), про­то­ие­рей Пётр Из­воль­ский (за­щи­щал ма­ги­стер­скую дис. о Ф. А.), ар­хи­еп. Ио­анн (Ша­хов­ской), хо­тя не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли рус. ду­хо­вен­ст­ва вы­ска­зы­ва­ли и кри­тич. от­но­ше­ние к ре­лиг. опы­ту Ф. А. [свт. Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), ар­хи­еп. Ни­кон (Ро­ж­де­ст­вен­ский), отец Па­вел Фло­рен­ский].

К лич­но­сти и со­чи­не­ни­ям Ф. А. об­раща­лись ком­по­зи­то­ры Ф. Лист (фп. пье­сы – ле­ген­да «Свя­той Фран­циск Ас­сиз­ский. Про­по­ведь пти­цам», «Свя­той Фран­циск. Пре­лю­дия к Сол­неч­но­му гим­ну», 1881), Ф. Пу­ленк (цикл для муж­ско­го хо­ра на тек­сты Ф. А. «Че­ты­ре ма­лень­кие мо­лит­вы Свя­то­го Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го», 1948), О. Мес­си­ан (опе­ра «Свя­той Фран­циск Ас­сиз­ский», пост. в 1983); ему по­свя­щён очерк англ. пи­са­те­ля Г. К. Чес­тер­то­на «Св. Фран­циск Ас­сиз­ский» (1923); со­бы­тия жиз­ни Ф. А. лег­ли в ос­но­ву мн. ки­но­филь­мов: «Фран­циск, ме­не­ст­рель Бо­жий» (реж. Р. Рос­сел­ли­ни, 1950), «Брат Солн­це, се­ст­ра Лу­на» (реж. Ф. Дзеф­фи­рел­ли, 1972), «Фран­циск» (реж. Л. Ка­ва­ни, 1989) и др.

Дни па­мя­ти в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви: 3 окт. (день смер­ти), 26 сент. (день ро­ж­де­ния), 16 апр. (ут­вер­жде­ние фран­ци­скан­ско­го ус­та­ва), 17 сент. (день стиг­ма­ти­за­ции), 4 окт. («ро­ж­де­ния для веч­ной жиз­ни»), 16 ию­ля (день ка­но­ни­за­ции). В 1939 про­воз­гла­шён по­кро­ви­те­лем Ита­лии, в 1952 – тор­гов­цев, в 1979 – эко­ло­гов.

Иконография

В изо­бра­же­ни­ях Ф. А., ка­но­ни­зи­ро­ван­но­го ме­нее чем че­рез 2 го­да по­сле смер­ти, пред­став­ле­ны чер­ты его ре­аль­но­го об­ли­ка, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся вплоть до Но­во­го вре­ме­ни (кар­ти­на Эль Гре­ко «Св. Фран­циск со Св. Ан­д­ре­ем», 1595, Пра­до, Мад­рид): не­боль­шой рост, тон­кие чер­ты ли­ца, тём­ные во­ло­сы и гла­за, не­боль­шая ост­рая бо­род­ка, бу­рая ру­ба­ха, пре­поя­сан­ная ве­рёв­кой, на­ли­чие стиг­ма­тов. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет фре­ско­вое изо­бра­же­ние Ф. А. в мон. Сак­ро-Спе­ко в Су­биа­ко (ка­пел­ла Сан-Гре­го­рио, по­сле 1222), где свя­той пред­став­лен вы­со­ко­рос­лым, со свет­лы­ми гла­за­ми и во­ло­са­ми.

Джотто. «Стигматизация Святого Франциска». Ок. 1300. Лувр (Париж).

Ф. А. по­свя­ще­ны мн. про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си на дос­ках, где центр. фи­гу­ра свя­то­го с кре­стом или ко­дек­сом (свит­ком) с ци­та­та­ми из сво­их по­сла­ний ок­ру­же­на жи­тий­ны­ми сце­на­ми. Их чис­ло варь­и­ру­ет­ся от 4 до 20; туда вклю­ча­ются при­жиз­нен­ные и по­смерт­ные чу­деса: об­ра­зы Б. Бер­лин­гь­е­ри (1235, ц. Сан-Фран­че­ско, Пе­ша), из ка­пел­лы Бар­ди в ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция (при­пи­сы­ва­ет­ся Коп­по ди Мар­ко­валь­до, 1240–45), мас­те­ра кру­га Джун­ты Пи­за­но (ок. 1270, Му­зей Сан­та-Ма­рия-де­льи-Анд­же­ли, Ас­си­зи) и мн. др. При­пи­сы­вае­мый Джот­то фре­ско­вый цикл в Верх­ней церк­ви Сан-Фран­че­ско в Ас­си­зи (кон. 1290-х гг.) на­счи­ты­ва­ет 28 сцен. В ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. сце­ны с са­мо­го ран­не­го вре­ме­ни вы­де­ля­ет­ся «Стиг­ма­ти­за­ция Св. Фран­ци­ска» (дос­ки: Б. Бер­лин­гь­е­ри, 1235, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция, Джот­то, ок. 1300, Лувр, Па­риж; Т. Гад­ди, ок. 1325–30, Му­зей ис­кусств Гар­вард­ско­го ун-та).

Ф. А. изо­бра­жа­ют так­же в ок­ру­же­нии ал­ле­го­рий фран­ци­скан­ских доб­ро­де­те­лей – Бед­но­сти, Це­ло­муд­рия и По­слу­ша­ния: на фре­сках сво­да сре­док­ре­стия в ниж­ней ц. Сан-Фран­че­ско в Ас­си­зи (при­пи­сы­ва­ют­ся Джот­то, 1320), в сце­не «Об­ру­че­ния Фран­ци­ска с Гос­по­жой Бед­но­стью» из по­лип­ти­ха Сас­сет­ты (1437–44, Му­зей Кон­де, Шан­тийи) и др. В эпо­ху Контр­ре­фор­ма­ции рас­про­стра­ня­ет­ся сю­жет «По­след­нее при­час­тие Св. Фран­ци­ска» (кар­ти­на П. П. Ру­бен­са, 1619, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен).

Соч.: Со­чи­не­ния. М., 1995; Ис­то­ки фран­ци­скан­ст­ва: Свя­той Фран­циск Ас­сиз­ский: пи­са­ния и био­гра­фии. – Свя­тая Кла­ра Ас­сиз­ская: пи­са­ния и био­гра­фия. [М.], 1996; Цве­точ­ки свя­то­го Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го. М., 2000.

Лит.: Са­ба­тье П. Жизнь Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го. М., 1895; Пи­ме­но­ва Э. К. Фран­циск Ас­сиз­ский: Его жизнь и об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность. CПб., 1896; Стик­ко М. Свя­той Фран­циск Ас­сиз­ский. Ми­лан, 1990; Krüger K. Der frühe Bild­kult des Franziskus in Italien: Gestalt- und Funktionswandel des Tafelbildes im 13. und 14. Jahrhunderts. B., 1992; Cook W. R. Images of St. Francis of Assisi in painting, stone and glass, from the earliest images to ca. 1320 in Italy. Firence, 1999; Ав­гу­стин (Ни­ки­тин), ар­хим. Св. Фран­циск Ас­сиз­ский в рус­ской куль­ту­ре // Хри­сти­ан­ст­во и рус­ская ли­те­ра­ту­ра. СПб., 2002. Сб. 4; он же. Фран­ци­скан­ские шту­дии: Жи­тие свя­то­го Фран­ци­ска в из­ло­же­нии рос­сий­ских ав­то­ров // Не­ва. 2015. № 6; Яко­вел­ли А. Свя­той Фран­циск Ас­сиз­ский. М., 2003; Са­ма­ри­на М. С. Фран­циск Ас­сиз­ский и его на­сле­дие: От ис­то­ков к со­вре­мен­но­сти. СПб., 2008; Ге­рье В. И. Фран­циск: Апо­стол ни­ще­ты и люб­ви. 2-е изд. М., 2009; Ду­би­нин Н., свящ., Ба­ра­нов И. Фран­циск Ас­сиз­ский // Ка­то­ли­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2011. Т. 4; Thompson A. Francis of Assisi: A new bio­graphy. Ithaca; L., 2012; The world of St. Francis of Assisi: essays in honor of W. R. Cook. Leiden; Boston, 2015.

Вернуться к началу