Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 504-505

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников

ФО́ТИЙ (? – 2.7.1431), свя­ти­тель, ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си. По про­ис­хо­ж­де­нию грек, ро­дил­ся в г. Мо­нем­ва­сия (ны­не Гре­ция). В юно­сти при­нял мо­на­ше­ст­во, слу­жил у митр. Мо­нем­ва­сии. 1.9.1408 пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Мат­фе­ем, с ко­то­рым был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях, по­став­лен ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским и всея Ру­си: в 1409 при­был в Ки­ев, в 1410 – в Мо­ск­ву. Ф. про­сил по­мо­щи у вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия I Дмит­рие­ви­ча для вос­ста­нов­ле­ния ра­зо­рён­но­го во вре­мя Еди­гея на­бе­га 1408 цер­ков­но­го хо­зяй­ст­ва. В 1411 вы­сту­пил по­сред­ни­ком при за­клю­че­нии бра­ка на­след­ни­ка ви­зант. пре­сто­ла Ио­ан­на, сы­на имп. Ма­нуи­ла II Па­лео­ло­га, и Ан­ны, до­че­ри вел. кн. Ва­си­лия.

В 1411–12 по­се­тил Ве­ли­кое кня­же­ст­во Ли­тов­ское (ВКЛ) и, оче­вид­но, спо­соб­ст­во­вал за­клю­че­нию мо­с­ков­ско-ли­тов­ско-твер­ско­го сою­за (1412). Осу­дил зап.-рус. епи­ско­пов, ко­то­рые в 1415 по ини­циа­ти­ве вел. кн. ли­тов­ско­го Ви­тов­та от­ка­за­лись его при­зна­вать и из­бра­ли ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским Гри­го­рия Цамб­ла­ка: в 1420 бла­го­да­ря под­держ­ке пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го един­ст­во ми­тро­по­лии бы­ло вос­ста­нов­ле­но. В 1420–1421/22 Ф. вновь по­се­тил ВКЛ вме­сте с по­сла­ми ви­зант. им­пе­ра­то­ра и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го.

В 1425, ко­гда по­сле кон­чи­ны вел. кн. Ва­си­лия на­ча­лась Мо­с­ков­ская усо­би­ца 1425–53, Ф. как опе­кун ма­ло­лет­не­го Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча Тём­но­го со­дей­ст­во­вал его врем. при­ми­ре­нию с др. пре­тен­ден­том на пре­стол, кн. зве­ни­го­род­ским и га­лиц­ким Юри­ем Дмит­рие­ви­чем, и вы­сту­пил га­ран­том ис­пол­не­ния за­клю­чён­но­го ме­ж­ду ни­ми до­го­во­ра (1428). В 1430 Ф. по­се­тил вел. кн. ли­тов­ско­го Ви­тов­та, впо­след­ст­вии вёл пе­ре­го­во­ры с но­вым вел. кн. ли­тов­ским Свид­ри­гай­ло и поль­ским ко­ро­лём Ягай­ло.

Ф. со­ста­вил Ду­хов­ную гра­мо­ту ме­му­ар­но­го ха­рак­те­ра. В мно­го­числ. по­сла­ни­ях, ад­ре­со­ван­ных в Нов­го­род, Кие­во-Пе­чер­скую лав­ру и пр., об­ли­чал по­ро­ки ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. В не­сколь­ких по­сла­ни­ях в Псков (1416–27) об­ли­чал стри­голь­ни­ков. 17 его по­уче­ний и по­сла­ний, на­пи­сан­ных в тра­ди­ци­ях ви­зант. ри­то­ри­ки, в 16 в. во­шли в «Кни­гу, гла­го­ле­мую Фо­ти­ос» и вклю­че­ны в «Ве­ли­кие Че­тьи-Ми­неи». По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей (А. А. Шах­ма­тов и др.), при Ф. был со­здан об­ще­рус­ский ле­то­пис­ный свод, объ­еди­нив­ший ле­то­пи­са­ние, ко­то­рое ве­лось в Нов­го­ро­де и в Сев.-Вост. Ру­си.

Был по­гре­бён в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля и в 1479 пе­ре­за­хоро­нен в но­вом Ус­пен­ском со­бо­ре (мо­щи пе­ре­но­си­лись в 1472 и 1475). Ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ; дни па­мя­ти – 2(15) ию­ля и 27 мая (9 ию­ня).

Соч.: Со­чи­не­ния: Кни­га, гла­го­ле­мая Фо­ти­ос. М., 2005.

Лит.: Про­хо­ров Г. М. Фо­тий // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2; Зи­мин А. А. Ви­тязь на рас­пу­тье: Фео­даль­ная вой­на в Рос­сии XV в. М., 1991; Ма­ка­рий (Ве­ре­тен­ни­ков), ар­хим. Свя­той ми­тро­по­лит Фо­тий. М., 2014.

Вернуться к началу