Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАРИДЖИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 768-769

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Ибрагим

ХАРИДЖИ́ТЫ (араб. – ха­ва­ридж, ед. ч. ха­ридж – вос­став­ший, рас­коль­ник), пред­ста­ви­те­ли ре­лиг.-по­ли­тич. тол­ка в ис­ла­ме, воз­ник­ше­го в 7 в. и от­ли­чаю­ще­го­ся как от уче­ния сун­ни­тов, так и от ши­из­ма. На­ча­ло дви­же­нию по­ло­жи­ла груп­па в 12 тыс. вои­нов из чис­ла сто­рон­ни­ков ха­ли­фа Али ибн Аби Та­ли­ба, ко­то­рая во вре­мя гражд. вой­ны в 657 по­рва­ла с ним, бу­ду­чи не­до­воль­ной со­гла­си­ем Али на тре­тей­ский суд ме­ж­ду ним и его со­пер­ни­ком – Муа­ви­ей ибн Аби Суфь­яном. Впо­след­ст­вии Х. ве­ли ожес­то­чён­ную борь­бу с Али, а по­сле его убий­ст­ва од­ним из Х. – с Омей­я­да­ми, за­тем – с Аб­ба­си­да­ми.

Ещё на ран­нем эта­пе сво­ей ис­то­рии Х. раз­де­ли­лись на мно­же­ст­во со­пер­ни­чаю­щих ме­ж­ду со­бой груп­пи­ро­вок, глав­ны­ми из ко­то­рых вы­сту­па­ли аз­ра­ки­ты, суф­ри­ты и иба­ди­ты (или аба­ди­ты). Об­щим для них яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние о вы­бор­но­сти ха­ли­фа, на пост ко­то­ро­го мо­жет пре­тен­до­вать лю­бой ве­рую­щий, не­за­ви­си­мо от его эт­нич. или со­ци­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, «будь он хоть чер­но­ко­жий раб». Свой по­ли­тич. де­мо­кра­тизм Х. со­че­та­ли с ре­лиг. не­тер­пи­мо­стью. Му­суль­ма­нин, со­вер­шив­ший тяж­кий грех, ста­но­вит­ся ве­ро­от­ступ­ни­ком и, по мне­нию край­них Х., про­тив не­го на­до вес­ти вой­ну за ве­ру (джи­хад). Ра­туя за чис­то­ту ре­ли­гии, они осу­ж­да­ли лю­бую рос­кошь, за­пре­ща­ли му­зы­ку, иг­ры и та­бак. За это по­рой их (как позд­нее и вах­ха­би­тов) на­зы­ва­ют «пу­ри­та­на­ми ис­ла­ма».

Пред­став­ляя уме­рен­ное кры­ло Х., иба­ди­ты в 8–9 вв. соз­да­ли свои го­су­дар­ст­ва-«има­ма­ты» в Сев. Аф­ри­ке (ди­на­стия Рус­та­ми­дов), Йе­ме­не и Ома­не (здесь их го­су­дар­ст­во су­ще­ст­ву­ет и по­ны­не), и толь­ко в их ли­це дви­же­ние Х. со­хра­ни­лось до на­ших дней, со­став­ляя ок. 1% му­суль­ман. По­ми­мо Ома­на, где иба­ди­ты об­ра­зу­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния, зна­чи­тель­ные их об­щи­ны име­ют­ся в Ал­жи­ре, Ту­ни­се, Ли­вии и на о. Зан­зи­бар (Тан­за­ния). Но, как пра­ви­ло, совр. иба­ди­ты от­кре­щи­ва­ют­ся от Х., и сам тер­мин «Х.» се­го­дня обыч­но при­ла­га­ет­ся ко всем дви­же­ни­ям, раз­де­ляю­щим экс­тре­ми­ст­скую ус­та­нов­ку Х. по от­но­ше­нию к др. му­суль­ма­нам.

Лит.: Про­зо­ров С. М. Ис­лам как идео­ло­ги­че­ская сис­те­ма. М., 2004.

Вернуться к началу