Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́ЙЛЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 712-713

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Винокуров

ХА́ЙЛЕР (Heiler) Фрид­рих (30.1.1892, Мюн­хен – 28.4.1967, там же), нем. ре­ли­гио­вед и бо­го­слов. Ро­дил­ся в ка­то­лич. се­мье. В 1911–17 учил­ся в Мюн­хен­ском ун-те, где в 1918–20 был при­ват-до­цен­том. В 1920–62 проф. Мар­бург­ско­го ун-та, с 1962 в Мюн­хе­не. В 1919 всту­пил в об­ще­ние с Швед. лю­те­ран­ской цер­ко­вью, ос­та­ва­ясь при этом чле­ном Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Один из ос­но­ва­те­лей эку­ме­нич. дви­же­ния Una Sanсta в Гер­ма­нии, в 1929–33 и 1947–62 воз­глав­лял Вы­со­ко­цер­ков­ное объе­ди­не­ние Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния, про­ник­ну­тое иде­ей «еван­ге­лич. ка­то­ли­чест­ва», над­кон­фес­си­ональ­но­го един­ст­ва хри­сти­ан­ской Церк­ви. По прось­бе вы­де­лив­ше­го­ся в со­ста­ве это­го объе­ди­не­ния Брат­ст­ва Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, в 1930 при­нял по­свя­ще­ние в епи­ско­пы в гал­ли­кан­ской ли­тур­гич. тра­ди­ции. Был чле­ном Сою­за за сво­бод­ное хри­сти­ан­ст­во.

Мно­го­числ. тру­ды Х., по­свя­щён­ные фе­но­ме­но­ло­гии ре­ли­гии и срав­нит. ре­ли­гио­ве­де­нию, про­ник­ну­ты иде­ей ду­хов­но­го един­ст­ва че­ло­ве­че­ст­ва [по­след­няя гла­ва его ра­бо­ты «Ре­ли­гии че­ло­ве­че­ст­ва в про­шлом и на­стоя­щем» («Die Religionen der Menschheit in Ver­gan­genheit und Gegenwart», 1959) на­зы­ва­ет­ся «Опыт син­те­за ре­ли­гий и но­вой ре­ли­гии че­ло­ве­че­ст­ва»]. В гл. тру­де «Яв­лен­ные фор­мы и сущ­ность ре­ли­гии» («Erscheinungsformen und Wesen der Re­ligion», 1961) Х., раз­ви­вая идеи Р. От­то о «ну­ми­ноз­ном опы­те» (пе­ре­жи­ва­нии ужа­са, вос­тор­га и удив­ле­ния от встре­чи с ис­пол­нен­ным сверхъ­ес­теств. си­лы «свя­тым»), вы­де­лил в со­ста­ве ре­лиг. фе­но­ме­на три взаи­мо­свя­зан­ных эле­мен­та: свя­щен­ный пред­мет, пе­ре­жи­ва­ние свя­щен­но­го и об­раз свя­щен­но­го. Уде­ляя в ис­то­рии ре­ли­гии осо­бое вни­ма­ние пер­во­быт­ным и «при­ми­тив­ным» ве­ро­ва­ни­ям, Х. свя­зы­вал ис­то­ки ре­ли­гии с «куль­том мёрт­вых» (пред­ков, ге­ро­ев, свя­тых) – ве­рой в свое­об­раз­ное про­дол­же­ние жиз­ни че­ло­ве­ка по­сле смер­ти. Культ свя­тых, по­лу­чив­ший рас­про­стра­не­ние в буд­диз­ме, хри­сти­ан­ст­ве, ис­ла­ме, спо­соб­ст­во­вал транс­фор­ма­ции этих древ­них ве­ро­ва­ний в но­вых ре­ли­ги­ях.

В сво­ём пер­вом фун­дам. тру­де «Мо­лит­ва. Ре­ли­ги­оз­но-ис­то­ри­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние» («Das Ge­bet. Eine religionsgeschichtliche und re­li­gi­onspsychologische Untersuchung», 1919) Х. осу­щест­вил со­цио­куль­тур­ное ис­сле­до­ва­ние мо­лит­вы, ис­хо­дя в пред­ло­жен­ной им ти­по­ло­гии мо­лит­вы, из раз­ли­чия в ком­му­ни­ка­ци­он­ных ус­та­нов­ках мо­ля­ще­го­ся че­ло­ве­ка по от­но­ше­нию к Бо­же­ст­ву (спон­тан­ная мо­лит­ва-прось­ба, по­бу­ж­дае­мая стра­хом и к.-л. же­ла­ни­ем, фор­ма­ли­зо­ван­ная ри­ту­аль­ная мо­лит­ва, эти­ко-эс­те­тич. фи­лос. мо­лит­ва, мо­лит­ва-ме­ди­та­ция, мис­тич. мо­лит­ва, уст­рем­лён­ная к еди­не­нию с Бо­же­ст­вом, про­роч. мо­лит­ва как диа­лог с Бо­гом). Х. вы­де­лил два выс­ших ти­па ре­ли­ги­оз­но­сти – мис­тич. ре­ли­гия спа­се­ния (ин­ди­ви­ду­аль­ная ре­ли­ги­оз­ность, позд­нег­реч. тра­ди­ция не­оп­ла­то­низ­ма, ка­то­ли­че­ст­во) и про­роч. ре­ли­гия От­кро­ве­ния, яв­лен­ная Из­раи­лем, дос­тиг­шая за­вер­ше­ния в Но­вом За­ве­те и об­нов­лён­ная М. Лю­те­ром. Со­еди­не­ние этих двух ти­пов в хри­сти­ан­ст­ве ле­жит в ос­но­ве эку­ме­нич. бо­го­слов­ско­го про­ек­та Х. Есть толь­ко один Бог и «од­на ре­ли­гия и один культ», про­яв­ляю­щие­ся во мно­же­ст­ве раз­но­об­раз­ных форм и под раз­ны­ми име­на­ми в жи­вом опы­те бо­го­об­ще­ния.

Тру­ды Х. во мно­гом оп­ре­де­ли­ли по­сле­дую­щее раз­ви­тие фе­но­ме­но­ло­гии ре­ли­гии, ока­за­ли влия­ние на К. Г. Юн­га и др. пред­ста­ви­те­лей глу­бин­ной пси­хо­ло­гии 20 в.

Соч.: Die Buddhistische Versenkung. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. 2. Aufl. Münch., 1922; Der Katholizismus. Seine Idee und seine Erscheinung. Münch., 1923. Münch., 1970; Die Mystik in den Upanischaden. Münch., 1925; Evangelische Katholizität. Münch., 1926; Im Ringen um die Kirche. Münch., 1931; Die katholische Kirche des Ostens und Westens. Münch., 1937–1941. Bd 1–2; Mysterium Ca­ritatis. Predigten für das Kirchenjahr. 11. Aufl. Münch., 1949; Ре­ли­ги­оз­но-ис­то­ри­че­ское зна­че­ние Лю­те­ра / Пер. В. В. Ви­но­ку­ро­ва // Со­цио­ло­гос. М., 1991. Вып. 1: Об­ще­ст­во и сфе­ры смыс­ла.

Лит.: Hartog H. Evangelische Katholizität. Weg und Vision F. Heilers. Mainz, 1995; Ви­но­ку­ров В. В. Вве­де­ние в фе­но­ме­но­ло­гию ре­ли­гии. 2-е изд. М., 2011; Пы­ла­ев М. А. Ка­те­го­рия «свя­щен­ное» в фе­но­ме­но­ло­гии ре­ли­гии, тео­ло­гии и фи­ло­со­фии ХХ ве­ка. М., 2011; Heiler A. M. Bibliographie F. Heiler // Inter Confessiones. Beiträge zur Förderung des interkonfessionellen und interreligiösen Ge­sprächs. Marburg, 1972.

Вернуться к началу