Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́ДИСЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 704-705

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Ибрагим

ХА́ДИСЫ (от араб. «ха­дис» – рас­сказ), пре­да­ния о сло­вах, дея­ни­ях, те­лес­ных и нрав­ст­вен­ных ка­че­ст­вах про­ро­ка Му­хам­ме­да, от­час­ти и его спод­виж­ни­ков. Со­во­куп­ность Х., из­вест­ная как Сун­на, вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве вто­ро­го (по­сле Ко­ра­на) свя­щен­но­го ис­точ­ни­ка ис­лам­ско­го об­раза жиз­ни и му­суль­ман­ско­го пра­ва. Пре­да­ния о спод­виж­ни­ках про­ро­ка по­рой вы­де­ля­ют как асар или ха­бар, но ча­ще все­го оба эти тер­ми­на слу­жат си­но­ни­ма­ми по­ня­тия Х. На ос­но­ве Х. соз­да­на Си­ра – «Жиз­не­опи­са­ние» Му­хам­ме­да.

По­доб­но Ко­ра­ну Х. счи­та­ют­ся Бо­же­ст­вен­ным от­кро­ве­ни­ем. Од­на­ко ес­ли Ко­ран пред­став­ля­ет «из­ре­чён­ное» и «про­дик­то­ван­ное» от­кро­ве­ние, це­ли­ком при­над­ле­жа­щее Бо­гу в ас­пек­те и смыс­ла, и сло­вес­но­го вы­ра­же­ния, то Х., по мне­нию боль­шин­ст­ва бо­го­сло­вов, – это «вдох­но­вен­ное» от­кро­ве­ние, ко­то­рое про­рок во­лен был пе­ре­да­вать собств. сло­ва­ми. Ино­гда уточ­ня­ют, что «бо­го­вдох­но­вен­ны­ми» яв­ля­ют­ся не все Х., а толь­ко соб­ст­вен­но ре­ли­ги­оз­ные.

В отд. ка­те­го­рию Х. вы­де­ля­ют­ся «пре­свя­тые» (куд­си) Х., име­нуе­мые так­же «бо­же­ст­вен­ны­ми» (иля­хи, раб­ба­ни). Боль­шин­ст­во тео­ло­гов рас­смат­ри­ва­ют их как сло­ва са­мо­го Бо­га, а не Му­хам­ме­да, хо­тя отд. вы­ра­же­ния мо­гут при­над­ле­жать по­след­не­му. По фор­ме та­кие Х. от­ли­ча­ют­ся тем, что в них Гос­подь го­во­рит от пер­во­го ли­ца. Эти Х. ус­ту­па­ют Ко­ра­ну по свя­то­сти, по­это­му они не ци­ти­ру­ют­ся в рам­ках об­ря­до­вой мо­лит­вы. Их ко­ли­че­ст­во от­но­си­тель­но не­боль­шое (дос­то­вер­ны­ми по­ла­га­ют­ся не­мно­гим бо­лее 100); пре­им. они со­дер­жат мо­раль­ные на­став­ле­ния, а не об­ря­до­вые или со­ци­аль­но-пра­во­вые нор­мы.

При жиз­ни Му­хам­ме­да Х., как пра­ви­ло, не за­пи­сы­ва­лись, а пе­ре­да­ва­лись из­уст­но. По од­но­му из сви­де­тельств, про­рок за­пре­щал, что­бы с его слов за­пи­сы­ва­ли что-ли­бо иное, не­же­ли Ко­ран. Как по­ла­га­ют не­ко­то­рые ис­ла­мо­ве­ды, та­кой за­прет от­но­сил­ся к ран­не­му пе­рио­ду ис­ла­ма, ко­гда бы­ла опас­ность сме­ше­ния слов Ко­ра­на с Х.; но позд­нее про­рок доз­во­лил за­пи­сы­вать собств. вы­ска­зы­ва­ния.

Ко 2-му ве­ку ис­ла­ма в об­ра­ще­нии уже на­хо­ди­лось неск. со­тен тысяч Х., а, по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, их ко­ли­че­ст­во ис­чис­ля­лось мил­лио­на­ми. По­яв­ле­ние мно­же­ст­ва под­дель­ных Х. вы­зва­ло к жиз­ни разл. дис­ци­п­ли­ны, ис­сле­дую­щие Х., пре­ж­де все­го с це­лью ус­та­нов­ле­ния их по­длин­но­сти. Сво­его ро­да ито­гом этой ра­бо­ты ста­ли «Два Са­хи­ха», т. е. два сво­да дос­то­вер­но пе­ре­дан­ных Х., один из ко­то­рых был со­став­лен Бу­ха­ри, а дру­гой – Мус­ли­мом. Ес­ли не счи­тать по­вто­ряю­щих­ся Х., то в ка­ж­дом сво­де име­ет­ся око­ло 3 тыс. Х. Встре­чаю­щие­ся в обо­их сво­дах Х. (при­мер­но 2 тыс.) счи­та­ют­ся са­мы­ми на­дёж­ны­ми. За ни­ми сле­ду­ют Х., пе­ре­дан­ные толь­ко Бу­ха­ри, а за­тем – те, что при­во­дит лишь Мус­лим.

Во 2-ю груп­пу са­мых ав­то­ри­тет­ных сво­дов вхо­дят 4 со­чи­не­ния, свя­зан­ные с име­на­ми Абу Дау­да (ум. 889), Ибн Мад­жи (ум. 886), ан-На­саи (ум. 915) и ат-Тир­ми­зи (ум. 892). Эти сво­ды пре­им. ори­ен­ти­ро­ва­ны на Х., ка­саю­щие­ся куль­тово-пра­во­вой прак­ти­ки (су­нан), по­это­му их обыч­но обо­зна­ча­ют как «Сун­ны». В ка­ж­дом со­дер­жит­ся от 4 до 5 тыс. Х. Од­на­ко кро­ме Х., счи­таю­щих­ся до­сто­вер­но пе­ре­дан­ны­ми, в них вклю­че­ны и ме­нее на­дёж­ные. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся сво­да Ибн Мад­жи.

Ука­зан­ные сбор­ни­ки со­став­ля­ют «Шесть книг», ко­то­рые в сун­нит­ском ис­ла­ме яв­ля­ют­ся об­ще­при­знан­ны­ми, сво­е­го ро­да ка­но­ни­че­ски­ми. Зна­чит. ав­то­ри­те­том поль­зу­ет­ся так­же со­чи­не­ние Ма­ли­ка (ум. 795), в ко­то­ром на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 1 тыс. Х. На­ря­ду с по­доб­но­го ро­да сво­да­ми, где Х. клас­си­фи­ци­ру­ют­ся те­ма­ти­че­ски, есть и та­кие, в ко­то­рых Х. сгруп­пи­ро­ва­ны во­круг их пе­ре­дат­чи­ков. Сре­ди по­след­них са­мым рас­про­стра­нён­ным и са­мым об­шир­ным яв­ля­ет­ся «Мус­над» Ах­ма­да ибн Хан­ба­ля, со­дер­жа­щий бо­лее 30 тыс. ха­ди­сов.

Шии­ты вклю­ча­ют в чис­ло Х. так­же вы­ска­зы­ва­ния сво­их има­мов. Наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ны­ми у них вы­сту­па­ют 4 кни­ги, со­став­лен­ные аль-Ку­ли­ни (ум. 941), Ибн Ба­ба­вай­хом (ум. 991) и Му­хам­ме­дом ат-Ту­си (ему при­над­ле­жат два сво­да). Все эти сво­ды – те­ма­ти­че­ские, в них соб­ра­но, со­от­вет­ст­вен­но, 16, 6, 14 и 5,5 тыс. ха­ди­сов.

Сун­на (ха­ди­сы) не толь­ко разъ­яс­ня­ет Ко­ран, но и до­пол­ня­ет его. Имен­но на ней зи­ж­дет­ся б. ч. ре­лиг. прак­ти­ки (ша­ри­ат). И хо­тя Сун­на ус­ту­па­ет Ко­ра­ну по сте­пе­ни свя­то­сти, в оп­ре­де­лён­ном от­но­ше­нии она по­ла­га­ет­ся рав­ной ему: в слу­чае не­со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду сти­ха­ми Ко­ра­на и Х. по­след­ние мо­гут «от­ме­нять» (насх), мо­ди­фи­ци­ро­вать пер­вые, и на­обо­рот.

Для му­сульм. ре­фор­ма­тор­ско-мо­дер­ни­за­тор­ской мыс­ли Но­во­го и Но­вей­ше­го вре­ме­ни ха­рак­те­рен кри­тич. под­ход к Сун­не. В ча­ст­но­сти, вы­дви­га­ют­ся бо­лее стро­гие кри­те­рии ау­тен­тич­но­сти Х. Край­не скеп­тич. по­зи­цию по от­но­ше­нию к Сун­не за­ни­ма­ют «ко­ра­ни­ты», для ко­то­рых Ко­ран слу­жит един­ст­вен­ным ка­но­нич. тек­стом в ис­ла­ме.

Лит.: Ис­лам. Ис­то­рио­гра­фи­че­ские очер­ки / Под ред. С. М. Про­зо­ро­ва. М., 1991; Sid­diqi M. Z. Hadith literature: its origin, deve­lopment and special features. 2nd ed. Camb., 1993; Бер­тон Дж. Му­суль­ман­ское пре­да­ние: Вве­де­ние в ха­ди­со­ве­де­ние. М.; СПб., 2006; Кныш А. Д. Ис­лам в ис­то­ри­че­ской пер­спек­ти­ве. Ка­зань, 2015.

Вернуться к началу