Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАДЖ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 701

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Ермаков

ХАДЖ (араб.), па­лом­ни­че­ст­во в Мек­ку, один из пя­ти стол­пов ис­ла­ма. Хо­тя бы раз в жиз­ни он обя­за­те­лен для му­суль­ман, ко­то­рые в со­стоя­нии со­вер­шить его; кто не спо­со­бен со­вер­шить па­лом­ни­че­ст­во, мо­жет по­слать вме­сто се­бя за­мес­ти­те­ля (ва­ки­ля). Со­вер­ша­ет­ся в ме­сяц зу-ль-хид­жа му­сульм. лун­но­го го­да и со­сто­ит из се­рии об­ря­дов. Па­лом­ни­ки при­бы­ва­ют в Мек­ку к 7 зу-ль-хид­жа. Сна­ча­ла они про­хо­дят очи­сти­тель­ный об­ряд при­ня­тия их­ра­ма, пред­ва­ряе­мый омо­ве­ни­ем, об­ре­за­ни­ем во­лос и ног­тей. В со­стоя­нии ри­ту­аль­ной чис­то­ты па­лом­ник на­де­ва­ет осо­бое одея­ние, так­же на­зы­вае­мое их­ра­мом. Оно со­сто­ит из двух кус­ков бе­лой тка­ни, один из ко­то­рых обо­ра­чи­ва­ет­ся во­круг бё­дер, а дру­гой на­бра­сы­ва­ет­ся на пле­чи. Го­ло­ва муж­чин-па­лом­ни­ков не по­кры­та, жен­щи­ны обя­за­тель­но на­де­ва­ют по­кры­ва­ло, на но­ги обу­ва­ют сан­да­лии. В со­стоя­нии их­рама за­пре­ще­но за­ни­мать­ся тор­гов­лей, всту­пать в по­ло­вые сно­ше­ния, про­ли­вать кровь, стричь­ся, брить­ся, ума­щать­ся бла­го­во­ния­ми. На­ру­ше­ние этих за­пре­тов де­ла­ет па­лом­ни­че­ст­во не­дей­ст­ви­тель­ным. За­тем па­лом­ни­ки со­вер­ша­ют об­ряд ма­ло­го па­лом­ни­че­ст­ва (ум­ра). По­сле это­го те, кто ре­шил со­вер­шить ма­лое па­лом­ни­че­ст­во и Х. раз­дель­но, вы­хо­дят из их­ра­ма, об­ре­зав прядь во­лос. Они во­зоб­нов­ля­ют их­рам не­по­сред­ст­вен­но пе­ред X. Те же, кто ре­шил объ­е­ди­нить ум­ру и Х., ос­та­ют­ся в их­ра­ме до его окон­ча­ния. 7 зу-ль-хид­жа па­лом­ни­ки слу­ша­ют хут­бу (речь про­по­вед­ни­ка) и мо­лят­ся у Каа­бы. На сле­дую­щий день (яум ат-тар­вия) они за­па­са­ют­ся во­дой и от­прав­ля­ют­ся че­рез не­боль­шие, вы­тя­ну­тые с за­па­да на вос­ток до­ли­ны Ми­на и Муз­да­ли­фа к до­ли­не Ара­фат. Часть па­лом­ни­ков про­во­дит ночь с 8 на 9 зу-ль-хид­жа в до­ли­не Ми­на, часть рас­по­ла­га­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но в до­ли­не Ара­фат. В пол­день 9 зу-ль-хид­жа на­чи­на­ет­ся центр. об­ряд X., за­клю­чаю­щий­ся в стоя­нии (ву­куф) у го­ры Ара­фат. Па­лом­ни­ки слу­ша­ют хут­бу, мо­лят­ся. Стоя­ние про­дол­жа­ет­ся до за­хо­да солн­ца. За­тем па­лом­ни­ки бе­гом уст­рем­ля­ют­ся в до­ли­ну Муз­да­ли­фа. Здесь у яр­ко ос­ве­щён­ной ме­че­ти чи­та­ют­ся ве­чер­няя и ноч­ная мо­лит­вы. 10 зу-ль-хид­жа (яум ан-нахр) по­сле ут­рен­ней мо­лит­вы па­лом­ни­ки на­прав­ля­ют­ся в до­ли­ну Ми­на, где бро­са­ют 7 ка­меш­ков, по­доб­ран­ных в Муз­да­ли­фе, в по­след­ний из трёх стол­бов, сим­во­ли­зи­рую­щий Иб­ли­са, пре­гра­див­ше­го путь про­ро­ку Му­хам­ме­ду, со­би­рав­ше­му­ся со­вер­шить мо­лит­ву. Этот об­ряд слу­жит так­же на­по­ми­на­ни­ем о пре­сле­до­ва­нии Иб­ли­сом про­ро­ка Иб­ра­хи­ма. За этим об­ря­дом сле­ду­ет жерт­во­при­но­ше­ние жи­вот­ных, ку­п­лен­ных тут же у тор­гов­цев и бе­дуи­нов. 10 зу-ль-хид­жа счи­та­ет­ся важ­ней­шим му­сульм. празд­ни­ком и от­ме­ча­ет­ся во всём му­сульм. ми­ре (Кур­бан-бай­рам). Об­рив го­ло­ву или об­ре­зав прядь во­лос, па­лом­ни­ки на­прав­ля­ют­ся в Мек­ку для со­вер­ше­ния по­след­не­го об­хо­да во­круг Каа­бы. Те, кто со­вер­шил X. без пред­ва­ри­тель­но­го об­ря­да ум­ры, по­сле не­го со­вер­ша­ют ри­ту­аль­ный бег ме­ж­ду хол­ма­ми ас-Са­фа и аль-Мар­ва (сай). В му­сульм. тра­ди­ции он свя­зан с от­ды­хом здесь Ада­ма и Ха­вы, бег­ст­вом Иб­ра­хи­ма от Иб­ли­са или со стра­да­ния­ми Хад­жар (Ага­ри), ко­то­рая 7 раз про­бе­жа­ла ме­ж­ду ни­ми в по­ис­ках во­ды для по­ги­бав­ше­го от жа­ж­ды мла­ден­ца Ис­маи­ла. С 11 по 13 зу-ль-хид­жа (ай­ям ат-таш­рик) па­лом­ни­ки про­дол­жа­ют со­вер­шать жерт­во­при­но­ше­ния, по­се­ща­ют до­ли­ну Ми­на, где бро­са­ют ка­меш­ки те­перь уже во все 3 стол­ба, за­ни­ма­ют­ся собств. де­ла­ми. Со­вер­шив­ший X. по­лу­ча­ет зва­ние «хад­жи» и пра­во но­сить зе­лё­ную чал­му.

Об­ря­ды X. вос­хо­дят к до­ис­лам­ским языч. об­ря­дам, зна­че­ние ко­то­рых до сих пор дис­ку­ти­ру­ет­ся. Фор­ми­ро­ва­ние идеи ис­лам­ско­го X. от­но­сят ко вре­ме­ни раз­ры­ва Му­хам­ме­да с иу­дея­ми Ме­ди­ны, ко­гда Каа­ба бы­ла объ­яв­ле­на кыб­лой (Ко­ран, 2:142/136–150/145), а X. – обя­зан­но­стью (Ко­ран, 3:97/91). Осн. об­ря­ды X., по пре­да­нию, бы­ли оп­ре­де­ле­ны са­мим Му­хам­ме­дом во вре­мя т. н. про­щаль­но­го X., со­вер­шён­но­го им на­ка­ну­не сво­ей кон­чи­ны (632). Впо­след­ст­вии пред­ста­ви­те­ли осн. дог­ма­ти­ко-пра­во­вых школ под­роб­но раз­ра­бо­та­ли ри­ту­ал па­лом­ни­че­ст­ва.

Бу­ду­чи свое­об­раз­ной фор­мой об­ще­ния и идео­ло­гич. еди­не­ния, X. иг­рал важ­ную ис­то­ри­ко-куль­тур­ную и со­ци­аль­но-по­ли­тич. роль в ср.-век. му­сульм. ми­ре. Идео­ло­гич. и по­ли­тич. зна­че­ние X. со­хра­ня­ет и ны­не (фор­ма еди­не­ния му­суль­ман, вре­мя встреч ли­де­ров ис­лам­ских го­су­дарств и др.).

Лит.: Snouck Hurgronje C. Het Mekkaansche feest. Leyden, 1880; Gaudefroy-Demomby­nes M. Le pèlerinage а̀ la Mekke: Etude d’histoire religieuse. P., 1923; Kane E. Russian hajj: Empire and the pilgrimage to Mecca. Ithaca, 2015.

Вернуться к началу