Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛИ́ПП

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 341-342

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников
Калужский музей изобразительных искусств Икона «Филипп, митрополит Московский и Всея Руси». 1653. Художник Симон Ушаков. Калужский музей изобразительных искусств.

ФИЛИ́ПП (Ко­лы­чев Фё­дор Сте­па­но­вич) (11.2.1507, Мо­ск­ва – 23.12.1569, От­роч мон., Тверь), свя­ти­тель, ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и всея Ру­си. Про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да моск. бо­яр Ко­лы­че­вых. На­ходил­ся на ве­ли­ко­кня­же­ской служ­бе. Во вре­мя мя­те­жа (1537) ста­риц­ко­го кн. Ан­д­рея Ива­но­ви­ча примк­нул к его от­ря­дам, но по­сле по­дав­ле­ния вы­ступ­ле­ния ушёл в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и при­нял мо­на­ше­ст­во. Став игу­ме­ном оби­те­ли (не позд­нее 1547), пре­вра­тил её в круп­ный хо­зяйств. и куль­тур­ный центр Рус. Се­ве­ра. По­сле ухо­да с моск. ка­фед­ры митр. Афа­на­сия (16.5.1566), не одоб­ряв­ше­го цар­скую по­ли­ти­ку оп­рич­ни­ны, Ф. стал ком­про­мисс­ным кан­ди­да­том на ка­фед­ру. 20 ию­ля со­гла­сил­ся воз­гла­вить Рус. цер­ковь, при­няв ус­ло­вия не вме­ши­вать­ся «в оп­рич­ни­ну и цар­ский до­мо­вой оби­ход» и са­мо­воль­но не ос­тав­лять ка­фед­ру. 24.7.1566 из­бран, 25 ию­ля по­став­лен ми­тро­по­ли­том Мо­с­ков­ским. Вес­ной и ле­том 1568 пуб­лич­но осу­дил оп­рич­ные каз­ни. За­оч­ный суд 4 но­яб. от­стра­нил его от ка­фед­ры, но Ф. это­го ре­ше­ния не при­знал. 8.11.1568 в Ус­пен­ский со­бор Мо­с­ков­ско­го Крем­ля во­рва­лись оп­рич­ни­ки, со­дра­ли с Ф. свя­ти­тель­ское об­ла­че­ние и вы­вез­ли его в Бо­го­яв­лен­ский мон., за­тем со­сла­ли в Тверь. Ко­гда в кон. 1569, во вре­мя ка­ра­тель­но­го по­хо­да на Нов­го­род, оп­рич­ное вой­ско во гла­ве с ца­рём про­хо­ди­ло че­рез Тверь, Ф. был за­ду­шен; впо­след­ст­вии в убий­ст­ве об­ви­нял­ся оп­рич­ник Г. Л. Ску­ра­тов-Бель­ский (Ма­лю­та Ску­ра­тов). В 1591 по прось­бе со­ло­вец­кой бра­тии ос­тан­ки Ф. пе­ре­за­хо­ро­ни­ли в Со­ло­вец­ком мон., в оби­те­ли уже в кон. 16 в. воз­ник­ла 1-я ре­дак­ция (Ту­лу­пов­ская или Ко­лы­чев­ская) его жи­тия. В 1652 митр. Нов­го­род­ский Ни­кон (бу­ду­щий Все­рос­сий­ский пат­ри­арх) тор­же­ст­вен­но пе­ре­нёс мо­щи Ф. в Ус­пен­ский со­бор Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, где царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич пе­ред ни­ми по­ка­ял­ся за дея­ние сво­его пра­де­да. Ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ. Дни па­мя­ти – 9(22) янв. и 3(16) ию­ля.

Лит.: Скрын­ни­ков Р. Г. Го­су­дар­ст­во и Цер­ковь на Ру­си XIV–XVI вв.: Под­виж­ни­ки Рус­ской церк­ви. Но­во­сиб., 1991; Фе­до­тов Г. П. Св. Фи­липп мит­ро­по­лит Мо­с­ков­ский. М., 1991; Ко­лоб­ков В. А. Мит­ро­по­лит Фи­липп и ста­нов­ле­ние мо­с­ков­ско­го са­мо­дер­жа­вия: Оп­рич­ни­на Ива­на Гроз­но­го. СПб., 2004; Во­ло­ди­хин Д. М. Мит­ро­по­лит Фи­липп. М., 2009; Ло­ба­ко­ва И. А. «Ска­за­ние о ца­ре Ива­не и о Фи­лип­пе ми­тро­по­ли­те», но­во­най­ден­ная ис­то­ри­че­ская по­весть XVII в. об эпо­хе оп­рич­ни­ны // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 2009. Т. 60.

Вернуться к началу