Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Феофан Затворник. Фото 2-й пол. 19 в.

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК (Го­во­ров Ге­ор­гий Ва­силь­е­вич) [10(22).1.1815, с. Чер­на­ва Елец­ко­го у. Ор­лов­ской губ. – 6(18).1.1894, Вы­шен­ский мон.], епи­скоп, бо­го­слов, свя­ти­тель. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Окон­чил ду­хов­ное уч-ще в г. Лив­ны Ор­лов­ской губ., Ор­лов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. 15(27).2.1841 в Кие­ве по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Фео­фан, 6(18) апр. ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны, 1(13) ию­ля во ие­реи. В том же го­ду окон­чил Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию и на­зна­чен рек­то­ром Кие­во-Со­фий­ско­го ду­хов­но­го уч-ща. С кон. 1842 пре­по­да­вал в Нов­го­род­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, с 1844 в С.-Пе­терб. ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1847 слу­жил в Рус­ской ду­хов­ной мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. В 1854 вер­нул­ся в Рос­сию и стал пре­по­да­ва­те­лем Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии (СПбДА). В 1855 воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та и в сен­тяб­ре то­го же го­да на­зна­чен рек­тором Оло­нец­кой ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1856 по­став­лен на­стоя­те­лем хра­ма при рус. по­соль­ст­ве в Стам­бу­ле, в 1857 – рек­то­ром СПбДА. 1(13).6.1859 ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Там­бов­ско­го и Шац­ко­го. В ию­ле 1863 пе­ре­ве­дён на Вла­ди­мир­скую и Суз­даль­скую ка­фед­ру. На­гра­ж­дён ря­дом ор­де­нов Рус. церк­ви.

По собств. же­ла­нию ушёл с ка­фед­ры, на­зна­чен на­стоя­те­лем Вы­шен­ско­го мон. (с. Вы­ша Там­бов­ской губ., ны­не Ря­зан­ской обл.) 17(29).6.1866, в сен­тяб­ре то­го же го­да ос­во­бо­ж­дён от управ­ле­ния оби­те­лью. С 1872 пре­бы­вал в за­тво­ре, не вы­хо­дил из ке­льи и не при­ни­мал по­се­ти­те­лей. Был по­хо­ро­нен в Ка­зан­ском со­бо­ре Вы­шен­ско­го мон., в 20 в. его мо­щи неск. раз пе­ре­но­си­ли в раз­ные хра­мы, в 2002 воз­вра­ще­ны в Ка­зан­ский со­бор оби­те­ли. В 1988 ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ, дни па­мя­ти – 6(19) и 10(23) янв., 16(29) ию­ня. До ухо­да в за­твор Ф. З. сла­вил­ся про­по­ве­дя­ми на разл. те­мы («Сло­ва ар­хи­ман­д­ри­та Фео­фа­на», 1859) и лек­ция­ми («Путь ко спа­се­нию», вып. 1–3, 1868–69). В зат­во­ре пе­ре­во­дил про­из­ве­де­ния свя­тых от­цов, из­дал пе­ре­вод на рус. яз. «Доб­ро­то­лю­бия» с до­пол­не­ния­ми (т. 1–5, 1877–90), тво­ре­ний прп. Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва («Сло­ва пре­по­доб­но­го Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва», вып. 1–2, 1879–82), тол­ко­ва­ния по­сла­ний ап. Пав­ла (Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла: По­сле­до­ва­тель­ный ком­мен­та­рий апо­столь­ских по­сла­ний, со­став­лен­ный по тру­дам еп. Фео­фа­на За­твор­ни­ка / Сост. свящ. Н. Ру­дин­ский. СПб., 1911–1912. Т. 1–2) и вёл об­шир­ную пе­ре­пис­ку с разл. ли­ца­ми («Пись­ма о хри­сти­ан­ской жиз­ни», вып. 1–4, 1858–60; «Со­б­ра­ние пи­сем», вып. 1–8, 1898–1901). В со­чи­не­ни­ях, близ­ких к тво­ре­ни­ям прп. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го, Ф. З. объ­яс­нял зна­че­ние сер­деч­ной мо­лит­вы, при­зы­вал вес­ти жизнь со­глас­но ос­но­вам свя­то­оте­че­ской ас­ке­ти­ки. Его про­из­ве­де­ния, в осо­бен­но­сти пись­ма, по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

Соч.: Тол­ко­ва­ния По­сла­ний апо­сто­ла Пав­ла. По­сла­ния к со­лу­ня­нам, к Фи­ли­мо­ну, к ев­ре­ям. М., 1998; Тво­ре­ния: Со­б­ра­ние пи­сем: В 2 т. М., 2000.

Лит.: Фло­ров­ский Г. В. Влия­ние фи­ло­соф­ско­го кри­зи­са 60-х гг. на бо­го­сло­вие: Фео­фан За­твор­ник и Ио­анн Крон­штадт­ский // Фло­ров­ский Г. В. Пу­ти рус­ско­го бо­го­сло­вия. Па­риж, 1937; Ге­ор­гий (Тер­тыш­ни­ков), ар­хим. Свт. Фео­фан За­твор­ник и его уче­ние о спа­се­нии. М., 1999; Ам­вро­сий (Ер­ма­ков), игум. Уче­ние об Ии­су­со­вой мо­лит­ве по тру­дам свт. Фео­фа­на За­твор­ни­ка // Цер­ковь и вре­мя. 2005. № 1; Свт. Фео­фан За­твор­ник: Жи­тие, из­ре­че­ния, свя­ты­ни. М., 2012.

Вернуться к началу