Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕО́ДОРОВСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 264

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Феодоровская икона Божией Матери. 1680-е гг. Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

ФЕО́ДОРОВСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́­ТЕРИ, од­на из древ­ней­ших рус. чу­до­твор­ных икон. Дву­сто­рон­няя, да­ти­ру­ет­ся 13 в., воз­мож­но, вы­пол­не­на греч. мас­те­ром во Вла­ди­ми­ре или Рос­то­ве (пер­во­на­чаль­ная жи­во­пись со­хра­ни­лась фраг­мен­тар­но). По ико­но­гра­фии от­но­сит­ся к ти­пу Уми­ле­ние, име­ет сход­ст­во с Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. На обо­ро­те – фрон­таль­ный по­яс­ной об­раз мц. Па­ра­ске­вы.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Но­вом ле­то­пис­це», со­став­лен­ном ок. 1630 при дво­ре Все­рос­сий­ско­го пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та (Ро­ма­но­ва): с этой ико­ной 14(24).3.1613 по­соль­ст­во Зем­ско­го со­бо­ра про­си­ло Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва вен­чать­ся на цар­ст­во. Из­вест­ны 3 ре­дак­ции «Ска­за­ния о ико­не Бо­го­ма­те­ри Фео­до­ров­ской». Ран­няя (воз­ник­ла по­сле Смут­но­го вре­ме­ни, ме­ж­ду 1646 и 1654 вклю­че­на в Че­тьи-Ми­неи Ио­ан­на Ми­лю­ти­на) со­об­ща­ет, что в 1239 ко­ст­ром­ской и га­лиц­кий кн. Ва­си­лий Кваш­ня в день Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы (16/29 авг.) на­шёл ико­ну в ле­су во вре­мя охо­ты и при­нёс в ц. Св. Фео­до­ра Стра­ти­ла­та в Ко­ст­ро­ме. Позд­нее жи­те­ли Го­род­ца опо­зна­ли в ней свя­ты­ню, по­ки­нув­шую их го­род при на­ше­ст­вии Ба­тыя. В про­стран­ной ре­дак­ции опи­са­ны со­бы­тия 17 в. и 35 чу­дес от об­раза (по­след­нее из них 1648). 3-я ре­дак­ция, наи­бо­лее крат­кая, во­шла в «Про­лог» (1662). В Ко­ст­ро­ме впо­след­ст­вии поя­ви­лись ико­ны «Бо­го­ма­терь Фео­до­ров­ская, со ска­за­ни­ем» с 20–22 клей­ма­ми, по­свя­щён­ны­ми ис­то­рии об­раза (напр., 2 ико­ны из ц. Спа­са на За­пруд­не в Ко­ст­ро­ме, 1680-х гг. и кон. 17 в.), и «Об­ре­те­ние Фео­до­ров­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри кня­зем Ва­си­ли­ем Ко­ст­ром­ским» (ико­на по­след­ней четв. 18 в., со­б­ра­ние Ф. Р. Ко­ма­ро­ва, Мо­ск­ва).

В 1618 царь Ми­ха­ил при­слал для ико­ны дра­го­цен­ные при­вес­ки и жем­чуж­ную ри­зу. В 1636 для неё сде­ла­ли ок­лад (в 1805 за­ме­нён зо­ло­тым, со­хра­не­ны дра­го­цен­ные кам­ни и жем­чуг с ок­ла­да 17 в.). В 1891 соз­дан зо­ло­той ок­лад (ве­сом ок. 10 кг, ут­ра­чен в 1922). В 1919 ико­на рас­чи­ще­на, в си­лу пло­хой со­хран­но­сти древ­ней жи­во­пи­си ос­тав­ле­на в Ус­пен­ском со­бо­ре Ко­ст­ро­мы [по­сле его за­кры­тия (1929) и сно­са (1934) на­хо­ди­лась в др. дей­ст­во­вав­ших хра­мах го­ро­да]. По же­ла­нию пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия I (Си­ман­ско­го) в 1955 для об­раза сде­лан се­реб­ря­но-по­зо­ло­чен­ный ок­лад. 18.8.1991 свя­ты­ню пе­ре­не­сли в со­бор Бо­го­яв­лен­ско-Ана­ста­сии­на жен­ско­го мон. в Ко­ст­ро­ме. В 2006 на неё воз­ло­жи­ли но­вый ок­лад – ко­пию ок­ла­да 1891.

Лит.: Ка­ган М. Д. Ска­за­ние о ико­не Бо­го­ма­те­ри Фе­до­ров­ской // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. М., 1998. Вып. 3. Ч. 3; Ти­хо­ми­ро­ва Е. Л. Фе­до­ров­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы: Ска­за­ние в ико­не. М., 2007.

И. Л. Бу­се­ва-Да­вы­до­ва.

Вернуться к началу