Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОГНО́СТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников

ФЕОГНО́СТ (? – 11.3.1353, Мо­ск­ва), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си, свя­ти­тель. Грек по про­ис­хо­ж­де­нию, в 1328 в Кон­стан­ти­но­по­ле был по­став­лен гла­вой Рус. церк­ви пат­ри­ар­хом Исай­ей. По при­ме­ру сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка, митр. Пет­ра, по­се­лил­ся в Мо­ск­ве. Под­дер­жи­вал вла­ди­мир­ско­го кн. Ива­на I Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ту. Вме­сте с кня­зем в 1329 по­се­тил Нов­го­род, от­ку­да пре­дал ана­фе­ме Псков, тре­буя вы­да­чи скрыв­ше­го­ся в этом го­ро­де по­сле Твер­ско­го вос­ста­ния 1327 вел. кн. твер­ско­го Алек­сан­д­ра Ми­хай­ло­ви­ча. В 1331 не раз­ре­шил пско­ви­чам по­ста­вить собств. епи­ско­па, ос­та­вив го­род в со­ста­ве Нов­го­род­ской епар­хии. В 1347 до­бил­ся ре­ше­ния пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го о ли­к­ви­да­ции Га­лиц­кой ми­тро­по­лии, бла­го­да­ря че­му Га­лиц­кая Во­лынь во­шла в со­став Рус. церк­ви. Неск. раз по­се­щал Кон­стан­ти­но­поль и Зо­ло­тую Ор­ду, в 1342–43 в ор­дын­ской сто­ли­це Са­рае хан Джа­ни­бек под­верг его ис­тя­за­ни­ям, тре­буя вы­плат за всё рус. ду­хо­вен­ст­во, но Ф. смог убе­дить ха­на со­хра­нить преж­ние цер­ков­ные при­ви­ле­гии по вы­пла­те по­да­тей. В 1347 на­ло­жил врем. ана­фе­му на Мо­ск­ву из-за 3-го бра­ка вел. кн. Се­мё­на Ива­но­ви­ча, но впо­след­ст­вии её снял и брак бла­го­сло­вил. При Ф. в Мо­ск­ве бы­ли воз­ве­де­ны ка­мен­ные церк­ви Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка (1329), Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Бо­ру (за­ло­жена в 1330), Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1333). В 1339 по прось­бе Ф. Кон­стан­ти­но­поль­ская пат­ри­ар­хия одоб­ри­ла ка­но­ни­за­цию митр. Ки­ев­ско­го и всея Ру­си Пет­ра. В 1352 на­зна­чил епи­ско­па вла­ди­мир­ско­го Алек­сия сво­им пре­ем­ни­ком по ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ре. На­пи­сал по­уче­ние о «сми­ре­но­лю­бии». Умер во вре­мя эпи­де­мии чу­мы; по­хо­ро­нен в при­де­ле Апо­сто­ла Пет­ра Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В 1471 его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ны­ми, но ос­тав­ле­ны под спу­дом. Не позд­нее 17 в. стал по­чи­тать­ся свя­тым, ко­гда его жи­тие во­шло в «Про­лог» (М., 1661–62). День па­мя­ти – 14(27) мар­та.

Лит.: Со­ко­лов П. П. Рус­ский ар­хие­рей из Ви­зан­тии и пра­во его на­зна­че­ния до на­ча­ла XV в. К., 1913; Про­хо­ров Г. М. Фео­гност // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1987. Вып. 1; Кри­чев­ский Б. В. Рус­ские ми­тро­по­ли­ты: Цер­ковь и власть XIV в. СПб., 1996; Бо­ри­сов Н. С. По­ли­ти­ка мо­с­ков­ских кня­зей: Ко­нец XIII – 1-я по­ло­ви­на XIV в. М., 1999.

Вернуться к началу