Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСПЕ́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 114

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Никитин

УСПЕ́НСКИЙ Ни­ко­лай Дмит­рие­вич [3(15).1.1900, по­гост По­ля Де­мян­ско­го у. Нов­го­род­ской губ. – 23.7.1987, Ле­нин­град], рос. му­зы­ко­вед, ли­тур­гист. Сын свя­щен­ни­ка. Учил­ся в Нов­го­род­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии (с 1913). Под рук. А. А. Дмит­ри­ев­ско­го за­щи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию о про­ис­хо­ж­де­нии все­нощ­но­го бде­ния (1925). Окон­чил муз. тех­ни­кум при Гос. ака­де­мич. ка­пел­ле (см. Санкт-Пе­тер­бург­ская ака­де­ми­че­ская ка­пел­ла). В 1931 под­верг­ся аре­сту из-за от­ка­за от­речь­ся от ре­прес­си­ро­ван­но­го от­ца. В 1937 окон­чил Ле­нингр. конс., пре­по­да­вал муз.-тео­ре­тич. пред­ме­ты в Муз. уч-ще при Ле­нингр. конс. В 1939–42 ди­рек­тор 3-го гор. муз.-пе­да­го­гич. уч-ща. Пе­ре­жил бло­ка­ду Ле­нин­гра­да. В 1945–46 пре­по­да­вал на Бо­го­слов­ско-пас­тыр­ских кур­сах (с 1946 Ле­нингр. ду­хов­ная ака­де­мия, ЛДА). Проф. (1947), ма­гистр бо­го­сло­вия (1949, дис. «Чин все­нощ­но­го бде­ния в Гре­че­ской и Рус­ской Церк­вах»). В 1944–54 пре­по­да­вал в Ле­нингр. конс., в 1946 за­щи­тил кан­ди­дат­скую дис. «Ла­ды рус­ско­го Се­ве­ра»; док­тор­ская дис. «Про­фес­сио­наль­ная му­зы­ка в Рос­сии до 17 в.» не бы­ла до­пу­ще­на к за­щи­те по идео­ло­гич. со­об­ра­же­ни­ям, и У. по­ки­нул кон­сер­ва­то­рию. В 1957 в ЛДА за эту ра­бо­ту по­лу­чил сте­пень д-ра цер­ков­ной ис­то­рии. С 1967 зав. ка­фед­рой цер­ков­но-прак­тич. на­ук (впо­след­ст­вии ли­тур­ги­ки) ЛДА.

Круг на­уч. ин­те­ре­сов У. очень ши­рок. Он на­пи­сал неск. фун­дам. ис­сле­до­ва­ний по про­ис­хож­де­нию и ис­то­рии хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния, бо­го­сло­вию и ис­то­рии Це­рк­ви. Счи­тал, что во вре­мя со­ше­ст­вия Бла­го­дат­но­го Ог­ня в Ве­ли­кую суб­бо­ту про­ис­хо­дит лишь це­ре­мо­ния, а не чу­до. В СССР его ста­тьи пуб­ли­ко­ва­лись толь­ко в «Жур­на­ле Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии» и в «Бо­го­слов­ском сбор­ни­ке», а за ру­бе­жом – во мно­гих сбор­ни­ках и пе­ри­о­дич. из­да­ни­ях.

Соч.: Древ­не­рус­ское пев­че­ское ис­кус­ст­во. 2-е изд. М., 1971; Об­раз­цы древ­не­рус­ско­го пев­че­ско­го ис­кус­ст­ва: Му­зы­каль­ный ма­те­риал с ис­то­ри­ко-тео­ре­ти­че­ски­ми ком­мен­та­рия­ми и ил­лю­ст­ра­ция­ми. 2-е изд. Л., 1971; Ла­ды рус­ско­го Се­ве­ра. М., 1973; Рус­ский хо­ро­вой кон­церт кон­ца XVII – пер­вой по­ло­ви­ны XVIII в.: Хре­сто­ма­тия. Л., 1976; Собр. тр. М., 2004–2007. Т. 1–3.

Лит.: Ива­нов Н. П. [прот.]. Му­зы­ко­вед­че­ская дея­тель­ность проф. Н. Д. Ус­пен­ско­го // Бо­го­слов­ские тру­ды: Сб. М., 1975. № 13; Голо­ва­тен­ко В. [свящ.]. Н. Д. Ус­пен­ский: Крат­кий очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва // Ус­пен­ский Н. Д. Ви­зан­тий­ская ли­тур­гия: Ана­фо­ра. М., 2003.

Вернуться к началу