УНИА́ТСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УНИА́ТСТВО, термин, обозначающий идеологию и практику объединения поместных восточнохристианских церквей и Римско-католич. церкви под канонич. главенством папы. У. оформилось в средние века [Лионская уния (см. Лионские соборы), Флорентийская уния (см. Ферраро-Флорентийский собор), католики вост. обряда – марониты, мелькиты, сирокатолики, армянокатолики и др.]. Термин «У.» используется также применительно к особой христианской субкультуре, сложившейся в результате осуществления институциональной унии. После Брестской унии 1596 термин применяется преим. к укр.-белорус. религ. реалиям.
Распространение У. породило многочисл. религ.-обществ. конфликты на укр. и белорус. землях Речи Посполитой (особенно в сер. 17 в., см. Освободительная война украинского и белорусского народов 1648–54). Униатскую церковь пришлось строить, захватывая (иногда – буквально) приход за приходом и монастырь за монастырём. Однако во 2-й пол. 17 в. польск. правительство перешло к политике энергичной поддержки У. и открытой дискриминации православия. В кон. 17 – нач. 18 вв. Перемышльская, Львовская и Луцко-Острожская епархии (до этого православные) перешли в У. (1691, 1700, 1702); унию приняли Львовское братство (1708) и Почаевский мон. (после 1712). Логика религ. программы У. привела к превращению её в региональный вариант «латинской» культуры. После Замойского собора (1720) «латинизация» усилилась [постепенное удаление иконостасов, введение «годзинок» (особых молитв), «тихих литургий», конфессионалов (исповедален); новые архит. формы, органы; Символ веры с Filioque; имя папы вносилось в диптихи; запрещено посещать православные храмы].
После разделов Речи Посполитой б. ч. униатов оказалась под властью России. Часть вернулась в православие добровольно, часть – по принуждению. В правление императоров Павла I и Александра I правительство отказалось от репрессивной политики по отношению к последователям У. В кон. 18 – 1-й трети 19 вв. происходил отток верующих из унии; в 1839 на территории России униатская Церковь была почти ликвидирована; в Люблинской и Седлецкой губерниях Царства Польского (в составе России) – лишь в 1870-е гг.
В образованной после 1-го раздела Речи Посполитой (1772) австр. Галиции была создана униатская митрополия с центром в Лемберге (Львове); Церковь стала официально именоваться Грекокатолической (c 1774) и по статусу была приравнена к Римско-католической. Открывались униатские семинарии: в Вене (1775), Лемберге (1783); в 1786 открыта консистория униатской Церкви.
В 19 в. У. способствовало укреплению нац. самосознания русинов. Новое поколение духовенства, выступавшее за возвращение к восточнохристианским началам в обрядах, стало основой галицко-укр. нац. интеллигенции. Его деятельность вызвала негативную реакцию со стороны Рима и Вены. Митр. Галицкий Иосиф (Сембратович) (1870–82) был отстранён от служения, ряд «москвофилов» привлечён к суду; в Лемберге прошёл судебный процесс по делу о гос. измене. В 1882 иезуиты провели реформу василианского ордена (см. Василиане).
После того как униатское духовенство возглавил митрополит Андрей (Шептицкий) (1901–44), в галицийском У. идея сближения с рус. православием сменилась симпатией к укр. национализму и стремлением к прозелитизму среди православных.
После 1918 У. продолжало существовать на укр. и белорус. землях Польши (ок. 3800 приходов к 1945). В 1939 Зап. Украина и Зап. Белоруссия вошли в состав СССР, и в марте 1946 под контролем Наркомата гос. безопасности СССР проведён Львовский собор, заявивший о самоликвидации Грекокатолич. церкви; приходы вошли в состав РПЦ. В 1989 Грекокатолич. церковь была восстановлена, имеет ныне ок. 3000 приходов на Украине и неск. десятков в Белоруссии.
На территории России отд. грекокатолич. приходы существовали в 1909–1923; в 1917 были организованы в Рус. экзархат вост. обряда; в 1923 униатские священники подверглись репрессиям. Незначит. сеть общин сложилась после 1991. Самостоят. иерархии в России они не имеют и подчинены римско-католич. епископам.
У. – одна из самых сложных проблем в отношениях между РПЦ и Ватиканом. В 1993 Совместная комиссия католических и православных Церквей по диалогу констатировала, что У. «не может быть принято ни как метод поведения, ни как модель единства, которого ищут наши церкви». Во время встречи патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване в 2016 эта позиция была подтверждена (см. Уния церковная).